14 июня в Малом зале Центрального дома литераторов состоялись встреча с писателем Анатолием Гладилиным и презентация его новой книги "Тень всадника". Вел вечер литературовед, критик, секретарь Союза писателей Валентин Оскоцкий. Ему не случайно выпала эта роль - Валентин Дмитриевич помнит Анатолия Тихоновича с тех пор, когда тот был молодежным писателем и заведовал отделом литературы и искусства в газете "Московский комсомолец".
Валентин Дмитриевич говорил о том, насколько трудно ему было определить направленность книги. С прочтением каждой новой главы напрашивалось новое определение: авантюрный, мистический, иронический, озорной, плутовской, шутовской┘ Лишь прочтя последнюю страницу, он понял, что перед ним всеобъемлющий историософский роман о связи времен. Стилистика каждой главы соответствует как герою, так и характеру эпохи (а на страницах новой книги можно увидеть Робеспьера, Валленберга, Эйхмана, Шелленберга, Берию┘). Писатель пытался проникнуть в логику истории, разобраться, почему после революции не только в России, но и во Франции обещанная демократия обернулась кровавой диктатурой.
Ведущий предоставил слово самому виновнику торжества, чтобы он почитал отрывки из книги. Но Гладилин отказался, сославшись на неудачный опыт своего последнего выступления еще в эмиграции, в Лос-Анджелесе, где зал его не слушал. И вместо отрывков из романа рассказал историю о том, как на банкете по случаю выхода в журнале "Юность" повести "История одной компании" Евтушенко познакомил его с Иосифом Бродским, который тогда только что вернулся из ссылки.
Об "Истории одной компании" вспомнила и Татьяна Кузовлева - именно с этой вещи она начала свое знакомство с творчеством Анатолия Гладилина. Она сожалела о том, что в России не любят своих талантов и имя писателя возвращено в отечественную литературу лишь в последние годы.
Затем выступил Георгий Садовников. По его мнению, новый роман созвучен по содержанию и смыслу с написанной Гладилиным в конце 1960 - начале 70-х годов детской книгой "Спираль Жени Сидорова", герой которой прошел аналогичный путь, попадая то в Древний Рим, то во Францию времен революции.
Завершил вечер артист Вениамин Смехов, который сделал то, чего не стал делать сам герой дня, - прочитал отрывки из нового романа.