Во вторник, 8 июня, в галерее "АЗ" представляли книгу "История либерализма в России", изданную галереей "Велта" в рамках программы "Политарт" (см. рубрику "Пять книг недели" в прошлом номере "НГ-EL").
В этот сборник вошли три статьи о судьбах российского либрализма - "Манифест российского либерализма" Бориса Березовского, "Кризис либерализма в России" Михаила Ходорковского и ответ Александра Проханова Ходорковскому под названием "Хороший либерализм - мертвый либерализм", проиллюстрированные художником Владимиром Сальниковым. Тексты даны на русском, английском, старославянском и иврите. К примеру, название труда Ходорковского звучит на старославянском как "Оскудение вольности на Руси" (в современной транскрипции).
По известным причинам из трех авторов (не считая художника и переводчиков) присутствовал только один - Александр Проханов. Зато публика собралась самая разная - от Михаила Делягина, периодически пополнявшего пластмассовый стаканчик из стационарной многолитровой бутыли виски, до Эдуарда Лимонова и Александра Минкина. Минкину Проханов и предоставил первое слово. Известный обозреватель, "золотое перо и не менее золотое небо" (как высказался кто-то в зале), начал с того, что уверен только в том, что сам свою статью написал один лишь Проханов. Остальные - "хорошо, если читали". На что главный редактор "Завтра" возразил, что как раз за себя не отвечает, но из уст Березовского большую часть положений статьи слышал лично.
Эдуард Лимонов воздал хвалу Владимиру Владимировичу Путину. По мнению писателя, именно благодаря президенту столь разные люди оказались на одном, либерально-оппозиционном поле. "За что мы все должны сказать ему спасибо!" Эдуард Вениаминович даже высказал идею, что "теперь нам, пожалуй, нужна буржуазная революция... И уж потом, конечно, национал-большевистская!"
Далее команда художника Германа Виноградова воспела либерализм ораторией "Вольность": ритуальная музыка, огни паяльной лампы и старославянское бормотание стали, конечно, не плачем по либерализму, но гимном ему. А полуобнаженное тело самого художника (смутившее, кстати, Александра Минкина) намекало не столько на духоту в зале, сколько на либертарианскую сущность современного искусства. Словом, в одном отдельно взятом галерейном пространстве вольность отнюдь не оскудела.
А в будущем Александр Проханов надеется устроить еще одну презентацию. С участием всех авторов. Правда, мрачно пошутил он, "не придется ли к тому времени сделать перевод еще и на тюремную феню?"