0
851
Газета Факты, события Интернет-версия

27.05.2004 00:00:00

Паранойя как единственная правда о мире

Тэги: кельман


- Господин Кельман, в романе "Я и Каминский" вы высмеиваете современную журналистику. Скажите, а сами вы когда-нибудь бывали в нашей шкуре?

- О да! И даже - с двух сторон. Дело в том, что я пишу рецензии на текущую литературу в четыре крупные газеты Вены и одновременно даю интервью как писатель. Практически тем же изданиям! Кроме того, постоянно приходится просматривать кучу поточных материалов массмедиа, что и позволило мне сочинить своего рода сатиру на профессию. Приезжает к классику такой всезнающий гений пера, видит, что тот стар, кокетничает с его женой и метит занять место своего героя┘ Если бы в Австрии мои книги не получили столько положительных откликов, можно было бы подумать, я мщу! Студентом мне посчастливилось войти в команду составителей одной энциклопедии, и у меня осталось отношение к журналистике как к мощнейшему социальному регулятору в руках по большому счету бесчестных людей. Разумеется, лучше быть журналистом, пишущим об атомной физике, нежели атомным физиком с поверхностной натурой писаки. Меньше вреда нанесешь цивилизации! Но это проблема, как мне кажется, специфически западноевропейская. Здесь у вас в Восточной Европе ни прессе, ни телевидению, ни вообще СМИ долгое время не давали должной свободы слова. И поэтому понять невыносимую тяжесть оной, не пережив еще в полной мере радости ее обретения, невозможно.

- В России "Время Малера" вышло под одной обложкой с циклом рассказов "Под солнцем". Как вам лучше пишется - в большой или малой форме?

- На данный момент моя форма - это роман. Но я бы не сказал, что он "большой". Нет. Тут иная система координат. В Германии "Под солнцем" вышли в середине 1997 года. А "Время Малера" - в 1999-м. И с тех пор я рассказов не пишу. Ну, один или два от силы. Разумеется, это не значит абсолютного отказа от них. Идея создать толстый томик сюжетно и фабульно сплетенных повествований меня волнует. Но и в желании "шнуровать" рассказы единой темой внутри сборника - тоже свидетельство в пользу предпочтения романа как жанра.

- "Время Малера" роман кинематографичный. Лично мне показалась очевидной перекличка с недавно отшумевшим фильмом Рона Говарда "Выдающийся ум", где Рассел Кроу осилил роль гениального и сумасшедшего математика. Как вам?

- Прямой аналогии, конечно, не было и быть не могло. Мой роман вышел раньше! Но связь я уловил. Думаю, потому, что Говард и я черпали из одного источника.

Понимаете, когда выдающийся математик или, скажем, физик приходит в мир и общество людей, он привносит с собой новый и непонятный большинству тип личности. Каждый раз - новый. Ясно, что в фильме речь идет об определенном роде помешательства. И этот недуг вероятнее случится именно с ученым или другим одаренным человеком, чем, как говорят, с обывателем. Можно вполне счесть "Время Малера" историей душевной болезни. Козырной туз трактовки у всякого свой. Но вот что не дает мне покоя и по сей день: а кто сказал, что паранойя - это болезнь? Быть может - волшебство и единственная правда о мире. Став параноиком, вы утрачиваете способность видеть, где кончается одна вещь и начинается другая - то есть чувство границы и предела. И прежде всего - своей личности. И все-все в мире обращается к вам на ты. Указывает на вас и от вас зависит. Вопрос в том, сможете ли вы нести ответственность и действительно быть Всемогущим.

- Довольны ли вы переводом своих романов и рассказов на русский?

- Русского я не знаю, но мне сказали, что в названии первого моего романа "Магия Берхольма" ("Beerholms Vorstellung") "Vorstellung" перевели неточно. Ведь я имел в виду "воображение". А уж в какой мере оно магично┘

- Трудно ли быть в Австрии таким известным и таким молодым?

- Честно говоря, лучшее в писательском деле - что мы никогда не бываем по-настоящему известны. Популярны - выражаясь точнее. Исключение разве - Салман Рушди. А так - будь ты хоть тысячу раз светоносен - никто не узнает тебя на улице. Норман Мейлер однажды написал: можно войти в книжный магазин любой страны мира, купить свою же книгу и никто ничего не заподозрит! Порой и в самом деле нелегко справляться с ранним успехом. Ты еще не готов к отрицательным откликам критики, и стоит им посоветовать тебе идти мести улицы, как ты уже покупаешь фартук дворника. И у меня были такие времена. Но в целом удача - мой конек! И я ей страшно благодарен.

- Знаю, что вы немного преподаете в университете города Майнца. Пишете диссертацию по философии. Влияет ли академическая работа на ваше отношение к миру?

- Работу мою назвать академической трудно. Я не регулярно преподаю в университете - несколько дней встречался со студентами, рассказывал им о своих книгах и о том, как пишу. Меня пригласили, и я пришел. Хотя не исключено, что настоящая работа преподавателя и заинтересует меня. Я не против, но позже! У нас в Европе университеты не так уж хорошо развиваются, многого не хватает.

- А о чем ваша диссертация?

- О "Критике чистого разума" Иммануила Канта! По контрасту с творческой самореализацией я решил дисциплинировать себя точной и узкой темой философии. Два года уже мы с Кантом вместе, и конца нашим прениям не предвидится. По крайней мере - в ближайшем будущем. Но, с другой стороны, всегда можно сочинить еще один роман!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1224
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3084
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2189
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1746

Другие новости