В минувший понедельник, 26 апреля, в "Александр-Хаусе" на Якиманке состоялась презентация книги Сергея Чернышева "Россия, собственность, идея", вышедшей в издательстве "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН) и открывающей новую серию "Русский институт. ИНОЕ".
Для начала директор РОССПЭНа Андрей Сорокин предоставил слово редактору отдела политики "Русского журнала" и главному редактору "Нового мира" Андрею Василевскому, который процитировал с первой страницы книги Чернышева: "Президент Путин как-то обмолвился (утешая олигархов), что нового передела собственности не будет. Он противоречит себе. В одном из президентских посланий Федеральному собранию есть вещие слова: вопрос не в том, желает или нет Россия вступать во Всемирную торговую организацию. ВТО давно уже здесь, вокруг и внутри нас, вкупе с глобальной экономикой, ее жесткими реалиями, субъектами и правилами. Никто не спросит ни нас, ни президента, быть или не быть новому дележу собственности. Никакого нового действительно не будет, потому что он никогда не прекращался. Вопрос в ином: продолжать ли делать вид, что мы игнорируем его правила, учиться ли запоздало жить по ним, или, быть может, с ходу попытаться войти в клуб тех, кто правила проектирует?" Проектированию правил, но прежде постижению самого понятия "собственности", и посвящена (говоря приблизительно) книга Чернышева.
Василевский, кроме того, напомнил собравшимся о вышедшем в 1995 году четырехтомнике "ИНОЕ. Хрестоматия нового российского самосознания", явившемся неким ответом на книжку перестроечной публицистики "Иного не дано". Составителем и одним из авторов "Иного" был Чернышев, собравший впечатляющую компанию российских интеллектуалов.
Проект "Русский институт. ИНОЕ" - как бы продолжение. Цель - показать миру авторов, "чьи реализованные и реализовавшиеся проекты, действительные прорывы и промахи пробуждают желание выведать секрет их неукротимости". На очереди среди таковых - присутствовавшие президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Последний вспомнил о том, что у Чернышева даже своеобразная терминология имеется: все, чем он занимается, можно назвать деятельностью по "спасению Отечества".
Павловский говорил о том, что "хотя все журналисты говорят, что уровень дискуссий постоянно понижается, тем не менее все все читают". Но - не обсуждают. Поскольку (эта мысль для Павловского не нова) нет площадки для обсуждения. Ею не стал интернет, и в результате мы оказались почти "в догутенберговской эпохе". Что же касается книги Чернышева, то, конечно, здорово, что он взял свои рабочие документы и опубликовал. Сам Павловский тоже готов.
Сергей Чернышев отметил, что все-таки это не просто ворох документов, которые, кстати, уже публиковались, а некая мозаика. Содержательную же часть книги мы постараемся обсудить в одном из ближайших номеров "НГ-EL".