В понедельник, 5 апреля, в Бетховенском зале Большого театра вручали премию имени Бориса Пастернака, учрежденную Фондом имени Бориса Пастернака. Самым первым ее лауреатом в 2000 году стал Геннадий Айги, два года назад круг премированных расширился - наградили Александра Еременко, Олесю Николаеву, Ивана Волкова, Вячеслава Всеволодовича Иванова и Дмитрия Пригова.
На этот раз первым председатель жюри Андрей Вознесенский пригласил на сцену академика Михаила Гаспарова. "Это большая честь не только для меня, но и для филологической науки, которой я принадлежу", - сказал ученый с мировым именем и получил "Знак Пастернака" - медаль, выполненную Феликсом Комаровым.
Вторым лауреатом стал профессор Стэнфордского университета Лазарь Флейшман. Сам он по занятости в Москву не прибыл, однако прислал письмо, зачитанное членом жюри, критиком Валерием Стародубцевым. И Гаспаров, и Флейшман награждены в почетной номинации "Поверх барьеров".
Собственно за поэтическую деятельность отметили жителя Челябинска Виталия Кальпиди и петербуржца (или ленинградца?) Сергея Стратановского. Первый (в темных очках) произнес достаточно агрессивную, но маловразумительную речь, второй читал длинное стихотворение, к восприятию которого публика была явно не готова.
Кроме того, премии удостоились Александр Кривенко и Денис Ворошилов - молодые люди из Харькова, чье чтение вызвало в зале легкое недоумение (стихи откровенно слабые, а кроме того, эпигонские по отношению к Андрею Вознесенскому), а также питерский поэт Иван Дуда (в номинации "Поздний дебют"), выдвинутый лично Александром Кушнером, на церемонии не присутствовавшим.
Наконец, под занавес наградили еще и выпускника Литинститута Сергея Арутюнова, учившегося там в семинаре членов жюри Татьяны Бек и Сергея Чупринина. Арутюнов сказал, что русские стихи надо писать только в рифму. И прочитал. Тоже в рифму.
В общем, создалось впечатление, что в жюри царило полное согласие - каждый просто наградил своих претендентов, а в отношении Гаспарова, Флейшмана и без того заслуженных поэтов Стратановского и Кальпиди сомнений просто и быть не могло.
После чего почтенная публика - а присутствовал почти весь литературный бомонд плюс Зураб Церетели, Павел Бородин (поддержавший в этом году Пастернаковскую премию), Зоя Богуславская и другие известные личности - перешла к фуршету. Ознаменовавшемуся эпизодом рукоприкладства: не поделившие чего-то поэты Алексей Алехин и Иван Волков (тоже, кстати, пастернаковский лауреат) слегка подпортили друг другу физиономии. Оказывается, жив еще среди поэтов такой обычай!