В минувший четверг Музей Алексея Толстого на Спиридоновке приютил поэтов. Холодная буря рвала облака и спихивала Тимирязева с пьедестала на углу Тверского бульвара, а в теплой гостиной за кремовыми шторами стоял вечный рояль и книгами из огромной берестяной корзины обносили гостей.
Анна Аркатова, молодой поэт, студентка Литературного института им. Горького (его "звездочка") демонстрировала свои новые "Внешние данные". Название второго по счету сборника стихов Аркатовой, оформленного безвременно ушедшей из жизни художницей-графиком Еленой Антимоновой, провоцирует на шаловливые метафоры. Их как раз не избег веселый акын Санджар Янышев, участвовавший в презентации вместе с Ингой Кузнецовой, Игорем Волгиным и Виктором Куллэ. Куллэ книгу, собственно говоря, и издал. В формате "Гончей небес" Фрэнсиса Томсона, "Обломков мачт" Лонгфелло и донновской "Литании". Скромно и просто: Петропавловский шпиль на бежевом фоне стародавнего Петербурга. А внутри - классические размеры, нынче немодные - и зря. Потому что на слух их воспринимаешь гораздо легче, чем свободные стихи, и строчки запоминаются.
На этом упор в своем похвальном слове делал Волгин, выступивший как Учитель Аркатовой и одновременно автор предисловия книги. Волгин ведь, кто не знает, не только личный детектив Достоевского от литературы, но - поэт. Так что акцент поставил на технике стиха, значительно усовершенствованной Аркатовой по сравнению с предыдущими опытами.
Куллэ был комплиментарен и научен. Вопрос о женской поэзии умело замял, сведя его в область тем, но не концептуального явления. О Бродском не сказал ни слова и о поколенческих дифференциациях современной русской просодии - тоже. Огромное ему за то спасибо.
Аркатова для нас нова и уже самобытна. Судя по всему - по этой второй книге, - ее место в литературном процессе будет освещено мыслью очень крупных филологов, на данный момент почти ставших классиками. И дело не в аллитерационном созвучии с Анной Ахматовой. А в твердой, тихой и стройной поступи поэта. Так что "запоминайте музыку" при первых нотах, говоря словами автора.