В Библиотеке им. Н.В. Гоголя, в тех самых мемориальных комнатах на Никитском бульваре, хранящих дух самого писателя (а на дворе застыл он задумчивым изваянием работы скульптора Андреева), в трагическую субботу 14-го - день, который москвичи будут числить теперь не Святым Валентином, но памятью погибших в аквапарке, - состоялась презентация нового издания "Мертвых душ" с иллюстрациями Марка Шагала, вышедшего в издательстве "Фортуна ЭЛ".
Выступала директор библиотеки Вера Викулова, поприветствовавшая выход книги и сообщившая помимо прочего, что здесь, на Никитском, будет наконец создан Гоголевский центр (музея Гоголя нет ведь в России вообще - что, согласитесь, странно) - с выставочным и лекционным залами, помещением для семинаров и т.д. Уже в апреле в библиотеке намечена большая конференция "Пушкин и Гоголь".
Директор издательства "Фортуна ЭЛ" Людмила Дорофеева рассказала об истории выхода книжки, о том, в частности, что такое соединение имен Гоголя и Шагала произошло в России впервые. Изначально ведь гравюры, выполненные в 1923-1925 годах, предназначались для французского издания. Но в 1920-е годы публикация так и не была осуществлена. Как отмечает в предисловии к изданию Игорь Золотусский, на полях гравюры, открывающей цикл, Шагал написал: "Дарю Третьяковской галерее со всей моей любовью русского художника к своей Родине эту серию 96 гравюр к "Мертвым душам" Гоголя для издателя "Ambroise Vollard" в Париже. Париж 1927. Марк Шагал".
По мнению самого писателя Игоря Золотусского, непосредственно работавшего в Фонде графики Третьяковки с работами Шагала, никто так не совпал с автором в иллюстративном отображении мира гоголевской поэмы, как Шагал. "Есть чувство, что это не было бы забраковано Гоголем". При том что художник отнюдь не придерживается буквы текста. Даже Чичиков на его гравюрах совершенно разный: то с бакенбардами и усат, то похож на прожженного жулика, а то и на ребенка!
Андрей Битов, рассуждая о русской литературе, напомнил, что до Пушкина, Лермонтова и Гоголя Россия была вовсе "неописанной планетой". Пришли они, быстренько описали, а мы до сих пор ломаем голову: как эти описания (и писания) воспринимать, то бишь интерпретировать. Гоголь, по мнению Битова, вообще видел мир рассыпанным, а прозу свою писал средствами живописца, художника. И Шагал это почувствовал.
Заместитель заведующего отдела графики ХVIII - начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ольга Птицина позвала всех на выставку Шагала, которая "вернется" в Третьяковку в начале следующего года. Там, вероятно, можно будет повидать "живьем" и работы, вошедшие в книгу.
Несколько добрых слов сказал литературовед и музыковед Левон Акопян. Именно он, по словам Людмилы Дорофеевой, принес в издательство саму идею книги.
Остается добавить, что этот проект - не единственный в серии "Книжная коллекция". Выходили "Книга Руфь" в иллюстрациях Владимира Фаворского, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле в иллюстрациях Гюстава Доре, только что из печати вышли японские сказки "Журавлиные перья" с иллюстрациями Мая Митурича, в планах - книга Маяковского и Родченко и т.д.