Презентация воспоминаний Екатерины Максимовой совпала с ее 65-летием и потому прошла в два этапа. Один привычный - спектакль (в честь Максимовой в Кремлевском дворце давали "Дон Кихот"). Другой этап - новый: литературный вечер, состоявшийся в Доме актера на Арбате. Толстый том мемуаров под названием "Мадам "Нет" выпущен в 2003 году издательством "АСТ-Пресс". Балетную примадонну Большого театра 60-80-х годов с трудом, но уговорили дать согласие на кокетливое название. Слово "нет" - как правило, первый ответ Максимовой на любое обращение к ней, будь то балетное па, предложенное хореографом, или предложение друзей написать воспоминания.
Максимова, известная нелюбовью к публичности (получить ее интервью - сизифов труд журналиста), на страницах книги впервые раскрыла подробности тяжелого детства. Балерина - внучка опального философа Густава Шпета, и в сталинскую эпоху ее матери Татьяне Густавовне пришлось хлебнуть лиха. Нелицеприятные высказывания балерины в адрес бывшей ученицы Анастасии Волочковой вызовут особенный интерес именно сейчас, в эпоху перманентных судебных исков "Волочкова против Большого театра". Балетоманам понравится обилие фотографий и традиционный для такого рода изданий хронологический рассказ (иногда - многое недоговаривающий, местами - неожиданно откровенный) о росте способной девочки из балетной школы в мировую знаменитость. Интерес специалистов вызовет приложение - Энциклопедия Максимовой: ее спектакли, роли, театры, партнеры. Ведущий вечера Федор Чеханков гордо рассказывал, что единственный, кто имеет сходную энциклопедию, - это Лермонтов, но Максимова в отличие от поэта получила опись жизни при жизни. На самом деле Лермонтов не единственный, но в мемуарах помещен предельно расширенный вариант энциклопедии: в нее включили все, что имеет прямое или косвенное отношение к творчеству балерины. Вплоть до городка в штате Аризона, избравшего Максимову почетной гражданкой.
Выступавшие на вечере народные артисты - друзья Максимовой - прочесть книгу еще не успели. Но ораторы упирали на то, что знаменитая балерина стала еще и писательницей. Дошло до шуточного сопоставления двух авторов, похожих отчествами: Александра Сергеевича Пушкина и Екатерины Сергеевны Максимовой: мол, Пушкин написал роман в стихах "Евгений Онегин", а Максимова - роман в прозе "Мадам "Нет". Подходящие по случаю стихотворные строки - то от Василия Ланового, то от Ии Саввиной - дождем сыпались на автора "романа в прозе". Отсутствовавший на презентации Валентин Гафт прислал стихотворную эпиграмму. В отличие от других, язвительных его творений это исполнено благости: "Ты легкая, но с грузом всей вселенной, ты хрупкая, но крепче нет оси..." Только Юлия Борисова и Андрис Лиепа не читали стихов, но дополнили книгу Максимовой пропущенными эпизодами - как она учила Борисову играть балерину в драматическом спектакле Театра имени Вахтангова и как славно танцевала с мужчинами балетной династии Лиепа. Муж мемуаристки, знаменитый танцовщик Владимир Васильев, тоже прочел стихи (собственного изготовления), олицетворяя собой одну из главок воспоминаний - семейную, под названием "Мы". В конце вечера очередь желающих получить автограф на презентуемой книге вилась прихотливым узором: сначала народ толпился вокруг жены, потом выстраивался к мужу.
В конце вечера публика узнала, что и Максимова иногда говорит "да" быстро, а не только с третьего раза, как Кот в пьесе Шварца. Такое случается, когда балерину зовут собирать грибы. Подробности этого чуда и прочие секреты своей жизни Максимова обещала раскрыть в следующем томе мемуаров.