Журнал под названием "Русское искусство" выходил в 1923 году. В создании принимали участие Евгений Замятин и Осип Мандельштам. Среди его учредителей были Павел Муратов, Николай Пунин, Александр Бенуа. Однако первые годы строительства социализма оказались не самыми удачными для подобных изданий, и через три номера журнал прекратил свое существование.
И вот сегодня перед нами возобновленный журнал, он вышел в свет под эгидой издательского дома "ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА". Главным "мотором" его появления стала Ольга Костина, известный искусствовед. Выход журнала приурочен к 100-летию создания "Союза русских художников".
На страницах "Русского искусства" отражена и другая дата - 90-летие со дня рождения Георгия Костаки, который спас сотни картин художников-нонконформистов эпохи оттепели и застоя. Костаки был еще и собирателем древних икон, значительная часть которых после его отъезда оказалась в Музее Рублева. Обо всем этом и о многом другом вспоминает его дочь Наталья Костаки.
После грандиозной выставки русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году большинство участников в Россию не вернулись. Вернулся лишь Игорь Грабарь. А вслед ему летели доносы представителей советского посольства: "Русский академик Грабарь трусливо заметал всякие следы своей связи с Советской Россией". Строки эти впервые опубликованы в статье "Триумф в Америке", одной из "ударных" в новом журнале.
Валерий Дудаков, возглавляющий "Клуб коллекционеров изобразительного искусства", рассказывает о том, что в не столь давние времена значил ярлык "частнособственнического собирателя" и сколько произведений тогда запрещенного искусства, несмотря ни на что, удалось спасти.
Спасти очень многое удалось и еще одному герою возрожденного "Русского искусства" - Ренэ Герра, который собрал под Парижем огромную коллекцию культуры Русского зарубежья. В ней десятки тысяч единиц хранения, картины Анненкова, Гончаровой, Григорьева, Серебрякова, Шагала, автографы и прижизненные издания Бунина, Цветаевой, Северянина.
Интересна для читателя будет и статья ныне покойного искусствоведа Владимира Лапшина о блистательном пейзажисте и литераторе, певце русского Севера Василии Переплетчикове, и материал о Николае Калмакове, некогда гремевшем своими скандальными декорациями к спектаклю Театра Комиссаржевской "Саломея", и исследование о скульпторе Надежде Крандиевской, и неизвестные работы Аркадия Пластова, показавшего красоту и боль погибающей русской деревни.
Все материалы представлены в отличном дизайне, в обрамлении иллюстраций, как и положено настоящему художественному изданию.