Когда в ходе привычного течения литературной жизни вдруг появляется новый проект - это всегда радует. А когда этот проект зиждется на идее оживления этой самой привычности литературной жизни - это радует вдвойне, поскольку предполагает возможность появления новых, неожиданных точек зрения, производительного столкновения мнений и так далее. Исходя из этого можно только приветствовать проект Ивана Волкова "Полюса", заключающийся в идее совместного выступления поэтов, как бы разнесенных по полюсам литературного пространства и, условно говоря, представляющих современных "архаистов" и "новаторов". Первый вечер в рамках этого проекта состоялся в минувший понедельник в кафе-клубе "ПирОГИ на Никольской". При этом "архаистов" представлял Максим Амелин, а "новаторов" - Дмитрий Воденников.
В итоге присутствующие на вечере получили возможность еще раз соприкоснуться с поэтикой Максима Амелина, построенной на плавном течении речи, пересыпанной культурными ссылками и аллюзиями, и поэтикой Дмитрия Воденникова, опирающейся на нервность и напряженность стиха и в основе которой, по его собственным, сказанным на этом вечере словам, лежит "полное отсутствие расстояния между автором и лирическим героем". Вообще надо отметить, что больше всех на этом вечере комментировал происходящее именно Воденников, и единственный диалог, сколь кратким и обрывочным он ни был, был диалог Воденникова с ведущим - Иваном Волковым.
Так, на слова Волкова о раздробленности литературного пространства и "уютной" устроенности поэтов в гнездышках своих тусовок и компаний, Воденников довольно резко заметил, что лично он чувствует себя в этой жизни крайне неуютно, а что касается литературного пространства, то оно давно структурировано - и сделано это (и поддерживается в этом состоянии) силами самих поэтов, развивающих свои индивидуальные поэтики и ведущих связанные с ними стили жизни. Другого диалога, тем более полилога, не получилось. Зал ограничился выкриками с места и очень малым числом записок частного характера.
Конечно, лиха беда начало - речь-то идет о первом вечере. И хочется надеяться, что проект будет корректироваться исходя из своей начальной установки: спровоцировать качественно новый разговор о литературе. Однако думается, что причина "поразительной политкорректности" присутствующих на первом вечере этого проекта - именно так выразился в конце вечера его ведущий - лежит гораздо глубже. Уж слишком далеки друг от друга как поэты Амелин и Воденников. Достаточно вспомнить вечер Воденникова, состоявшийся в клубе "Проект ОГИ" 22 декабря ушедшего года. Это было не поэтическое выступление, это было хорошо подготовленное шоу, разыгрываемое одним актером, и авторский поэтический текст был одним из составляющих этого шоу. Можно сказать, что речь идет о симбиозе разнесенных жанров (что весьма характерно для ХХ века) и формировании некоего нового, к которому в течение всего своего творческого пути шел Воденников. Тогда как стихи Амелина хорошо слушать в уютной гостиной в кругу знатоков культуры - в обстановке, действительно напоминающей XVIII век.
И в этом нет ничего хоть сколько-нибудь предосудительного или даже вызывающего малейшее возражение. Каждому, как известно, свое. Недаром Амелин и Воденников весь вечер усиленно подчеркивали, что они - давние друзья. И они сами, и наполняющие зал (а он был битком) давно приняли ту структурированность литературного пространства, о которой говорил Воденников, - индивидуальными поэтиками. В этом смысле хорошо прозвучали строки Амелина: "Чужого куска мне не надо,/ но свой не отдам никому".
И если уж налаживать "мостики" между пространствами "полюсов", по которым - условно говоря - разошлись плеяды авторов, печатные издания и сайты, то, может быть, стоит идти по пути сравнения между разными "архаистами" и разными "новаторами" и теми "архаистами" и "новаторами", поэтики которых сохраняют хоть какую-либо способность к диалогу. Именно это может вызвать оживление критики, ругать которую и даже обвинять в отсутствие (при этом все равно ругмя ругая) стало общим местом. Впрочем, давать советы легко. А следующая пара - Данила Давыдов и Санджар Янышев - выступает через две недели.