В минувшую субботу в Малом зале ЦДЛ состоялась презентация прозаического сборника "Равноденствия. Новая мистическая волна", собранного под покровительством и духовным руководством писателя Юрия Мамлеева ("НГ-EL" отметил этот сборник в прошлом номере, в рубрике "Пять книг недели"). "До того, как книги начали выходить, бытовало мнение, что мистической прозы не существует в принципе", - сказал для начала собравшимся редактор издания Дмитрий Силкан. Но вместе с тем не всякий текст, нашпигованный характерной символикой, заслуживает интереса. "Пошлость - это надругательство над высшими силами!" - отметил он. Сам Юрий Витальевич Мамлеев рассказал собравшимся о сути метафизического реализма. "Искусство - это форма духовной, медитативной практики, которая неотделима от души писателя".
А в понедельник в Музее Маяковского собрался практически тот же круг людей, вышедший из "птенцов гнезда" Мамлеева. Разве что несколько расширенный. За счет новой молодежи, присоединившейся к теперь уже "старикам", тусовавшимся в свое время в Южинском переулке, ставшем тогда центром притяжения "потаенной Москвы" 60-70-х годов прошлого века.
Короче, после более чем двухлетней паузы, вернувшись с полей политических битв (и, кстати, решившим, кажется, "завязать" с политикой - негоже это!), "последний философ империи" Александр Дугин возобновил жизнедеятельность "Нового университета". Первый цикл лекций "НУ" был прочитан как самим Дугиным, так и его коллегами - писателем, поэтом, эссеистом и алхимиком Евгением Головиным и тем же Мамлеевым в период с 1998 по 2001 год, и уже тогда вызвал интерес "мыслящей общественности". Теперь публичные лекции вновь будут проходить на постоянной основе. Там же, в Музее Маяковского.
В новом "учебном году" к числу лекторов присоединился, что неудивительно, Гейдар Джемаль, которому Дугин рекомендовал поменьше использовать понятие "ислам" в своих выступлениях, а также, что оказалось некоторой неожиданностью, штатный аналитик правительства РФ Александр Юсуповский и бывший штатный экономист администрации президента Михаил Хазин. Удивление прошло, когда Дугин объявил магистральную тему следующего курса лекций - "Постмодерн".
Само понятие Дугин для начала определил как "пробуждение в мире, которого принципиально быть не может, но он почему-то есть. Существуют только две парадигмы, - пояснил Дугин, - парадигма традиции и парадигма модерна. Никакой парадигмы постмодерна нет. И тем не менее мы находимся именно в этой парадигме", - заявил Дугин в своей парадоксальной манере, несколько ошарашив присутствующих.
Все оставшееся время философ посвятил обоснованию этого факта, а также пояснению, как нам со всем этим быть.