В здании Российского государственного архива древних актов (РГАДА) состоялось заседание научного совета архива, посвященное выпуску книг издательства "Древлехранилище" в 2003 году: "Акты служилых землевладельцев XV-XVII вв." (тома 1-3), "Русский дипломатарий" (том 9), "Письма и бумаги императора Петра Великого" (том 13, часть 2), "Слово о полку Игореве".
Вел заседание директор архива М.Р. Рыженков. В своем выступлении составитель и комментатор "Слова о полку Игореве" В.А. Кожевников отметил, что это издание - первое полное воспроизведение екатерининской копии "Слова" (оригинал сгорел в 1812 г. в доме А.И. Мусина-Пушкина). Свыше 6 тысяч работ посвящены этому памятнику древнерусской литературы, но до сих пор остаются неясными многие места. Кто автор "Слова" (А.П. Сумароков, например, называл автором княгиню Марью Васильевну!), о чем идет речь в некоторых местах сюжета, что хотел сказать автор?
Это издание "Слова" "тянет" на сенсацию. Впервые расшифрованы неясности в тексте: восстановлены пропавшие знаки, осуществлен правильный перевод фраз, предложений, которые на многое заставляют посмотреть по-другому. Кожевников считает, что Боян - не только славный стихотворец, гениальный сладкопевец, но, по сути, колдун, вещун. Ошибка почти всех исследователей "Слова" та, что оно не посвящено объединению русских земель накануне татарского нашествия, как нас учили в школе! Поэтому неправильно называть "Слово" "героической песней". Правильно именовать его "трагической песней"! Потому главная идея произведения - борьба христианства с язычеством. По мнению Кожевникова, забвение Бога (Христа) ведет к ужасным, непоправимым последствиям. Конец "Слова" трактуется составителем так: князь Игорь, убежав из вражеского плена, добирается до Киева и молится в Храме, кается. Покаяние как акт возмездия! Нельзя не обратить внимания еще на одну сенсацию. Архивистами РГАДА в процессе подготовки книги найдено письмо одной из дочерей А.И. Мусина-Пушкина к А.Ф. Малиновскому, в котором она пишет, что рукопись "Слова" не сгорела, что она, возможно, была украдена! Значит, "Слово" еще где-то "гуляет"?
Выступавшие представители издательств "Просвещение" и "Дрофа" высказали заинтересованность в более тиражном издании "Слова". Они сказали: книга нужна современным школьникам! Стоит подумать и над изданием электронной версии.
Поэт Владимир Тоцкий на чаепитии, проходившем в кабинете директора РГАДА, где когда-то находился кабинет крупного русского архивиста Д.Я. Самоквасова (1843-1911), прочитал свое стихотворение, написанное, правда, по другому поводу (оно посвящено С.Липкину), но прозвучавшее как нельзя кстати: "Как гений общенья искал одиночества, / Скитаясь по Книгам с присмотром пера. / Злой явью, воочию гудели пророчества / Про время, и место, и et cetera. / Здесь корни творенья в колодезях памяти / С Предвечным в начале и Словом в фундаменте". Помните - "в начале было Слово"?
В дальнейшем на заседании выступили А.В. Антонов, составитель, редактор книги "Акты служилых землевладельцев", С.М. Каштанов, заместитель председателя Археографической комиссии, Н.Ф. Демидова, составитель книги "Письма и бумаги Петра Великого" и директор издательства "Древлехранилище" С.С. Ермолаев.
Грустное впечатление оставили слова одного из сотрудников РГАДА. Он сказал, что "ни среди студентов, ни среди аспирантов не встретил ни одного человека, который стремился бы посвятить свою жизнь изданию таких замечательных книг, которые мы видели сегодня". До сих пор не изданы бумаги из архива Столпника Безобразного, ждут своего часа и другие рукописи. А на подготовку одной такой книги уйдет пять или больше лет! Каторжный труд. Что ж, остается попенять на Время, в котором мы живем. Но что-то надо делать, чтобы ниточка не порвалась, чтобы свеча не погасла?