Изысканная публика собралась в минувший понедельник в особняке Института искусствознания в Козицком переулке - музыканты-исполнители, музыканты-педагоги, критики, просто меломаны. Здесь проходила презентация новинки издательства "Классика-XXI", книги французского кинорежиссера Бруно Монсенжона о легенде фортепьянного искусства Глене Гульде "Нет, я не эксцентрик!".
Атмосфера царила камерная, но вдохновенная. О книге говорили мало, в основном - о Глене Гульде. Вспоминали, как в далеком 1957 году Гульд приехал в Москву - никому не известный канадский пианист. Мимо его афиш профессионалы проходили не оглянувшись. На первое отделение первого концерта в Большом зале консерватории собралось едва ли ползала, и то сказать, случайные все лица. Сумасшествие случилось в антракте. Все бросились звонить знакомым: "Срочно приезжай, здесь гений!!!" Второе отделение прошло с аншлагом. На следующий концерт в зал Чайковского билетов было не достать.
Партию первой скрипки на презентации играла Вера Горностаева, пианистка, профессор Московской консерватории, старейший поклонник гульдовского пианизма. Она не была знакома с Гульдом лично, но страстно делилась всем, что знала о нем, со своими друзьями (в первую очередь со Святославом Рихтером). Она первая устроила в Москве просмотр фильма Бруно Монсенжона о Глене Гульде. Она твердила своим ученикам, что так, как играет Гульд (посадка, привычка подпевать), играть нельзя. И неизменно добавляла: "Но Гульд играл именно так, и слава Богу!"
Переводчик книги Мария Иванова-Анненская и консультант Андрей Хитрук тоже предпочитали говорить о экстраординарной личности пианиста, о том, что Гульд везде и всюду шел наперекор правилам - в исполнительской технике, в интерпретациях Баха, в оценке музыкальных шедевров, в манере излагать свои мысли на бумаге. На опровержение предполагаемых упреков в эксцентричности время не тратили. И так понятно, что здесь особый случай - ноль позерства, постоянный эксперимент на грани срыва. Чтобы определить характер гульдовского музыкального мышления, Хитрук воспользовался классификацией самого Гульда. По Гульду, все музыканты делятся на тех, кто интересуется инструментом, и тех, кто стремится по ту сторону инструмента. Гульд, конечно, принадлежал к числу последних.
Нельзя сказать, что на презентации совсем обошли молчанием автора книги - знаменитого французского кинорежиссера Бруно Монсенжона. Разумеется, и ему воздали должное. Отметили оригинальный кинематографический замысел книги, вспомнили, что именно Монсенжон открыл Гульда французской публике: до монсенжоновского проекта во Франции о Гульде слыхом не слыхивали. А потом вновь возвратились к обсуждению нюансов гульдовского исполнения одной из фуг Гольдберг-вариаций. Одно сказать - музыканты и есть музыканты.