0
970
Газета Факты, события Интернет-версия

27.11.2003 00:00:00

Он играл так, как играть нельзя. И слава Богу!

Тэги: Монсенжон, Гульде, презентация


Изысканная публика собралась в минувший понедельник в особняке Института искусствознания в Козицком переулке - музыканты-исполнители, музыканты-педагоги, критики, просто меломаны. Здесь проходила презентация новинки издательства "Классика-XXI", книги французского кинорежиссера Бруно Монсенжона о легенде фортепьянного искусства Глене Гульде "Нет, я не эксцентрик!".

Атмосфера царила камерная, но вдохновенная. О книге говорили мало, в основном - о Глене Гульде. Вспоминали, как в далеком 1957 году Гульд приехал в Москву - никому не известный канадский пианист. Мимо его афиш профессионалы проходили не оглянувшись. На первое отделение первого концерта в Большом зале консерватории собралось едва ли ползала, и то сказать, случайные все лица. Сумасшествие случилось в антракте. Все бросились звонить знакомым: "Срочно приезжай, здесь гений!!!" Второе отделение прошло с аншлагом. На следующий концерт в зал Чайковского билетов было не достать.

Партию первой скрипки на презентации играла Вера Горностаева, пианистка, профессор Московской консерватории, старейший поклонник гульдовского пианизма. Она не была знакома с Гульдом лично, но страстно делилась всем, что знала о нем, со своими друзьями (в первую очередь со Святославом Рихтером). Она первая устроила в Москве просмотр фильма Бруно Монсенжона о Глене Гульде. Она твердила своим ученикам, что так, как играет Гульд (посадка, привычка подпевать), играть нельзя. И неизменно добавляла: "Но Гульд играл именно так, и слава Богу!"

Переводчик книги Мария Иванова-Анненская и консультант Андрей Хитрук тоже предпочитали говорить о экстраординарной личности пианиста, о том, что Гульд везде и всюду шел наперекор правилам - в исполнительской технике, в интерпретациях Баха, в оценке музыкальных шедевров, в манере излагать свои мысли на бумаге. На опровержение предполагаемых упреков в эксцентричности время не тратили. И так понятно, что здесь особый случай - ноль позерства, постоянный эксперимент на грани срыва. Чтобы определить характер гульдовского музыкального мышления, Хитрук воспользовался классификацией самого Гульда. По Гульду, все музыканты делятся на тех, кто интересуется инструментом, и тех, кто стремится по ту сторону инструмента. Гульд, конечно, принадлежал к числу последних.

Нельзя сказать, что на презентации совсем обошли молчанием автора книги - знаменитого французского кинорежиссера Бруно Монсенжона. Разумеется, и ему воздали должное. Отметили оригинальный кинематографический замысел книги, вспомнили, что именно Монсенжон открыл Гульда французской публике: до монсенжоновского проекта во Франции о Гульде слыхом не слыхивали. А потом вновь возвратились к обсуждению нюансов гульдовского исполнения одной из фуг Гольдберг-вариаций. Одно сказать - музыканты и есть музыканты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1586
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1284
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2223
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1060

Другие новости