Во вторник в Доме журналиста состоялась презентация двухтомника переводов на русский язык сочинений Папы Римского Иоанна Павла II (в миру - Кароля Войтылы). Россия и тут оказалась уникальной страной. В том смысле, что только на русском языке вышло столь разнородное издание.
Впервые в одном собрании представлено все творчество Кароля Войтылы - стихи, драмы, статьи о театре, философский труд "Личность и поступок", папские энциклики, богословские сочинения, речи и проповеди. Весь избранный Папа, всего около тысячи ста страниц плюс фотографии, начиная с детских лет вплоть до самых последних.
Переводчица, автор большого предисловия и комментариев Елена Твердислова рассказала, что работа над изданием началась еще десять лет назад, чтобы успеть к 20-летию понтификата. Однако издательство, на которое был расчет, разорилось, и двухтомник появился еще через пять лет, зато не менее кстати.
Книга вышла в московском издательстве францисканцев, основанном в 1994 году и за эти годы выпустившем уже более ста книг, одна из которых - первый том будущей четырехтомной "Католической энциклопедии", названа лучшей книгой 2002 года на выставке христианской книги в Петербурге.
Директор издательства Игорь Баранов, выступивший заодно как редактор томов, поведал, что двухтомник Кароля Войтылы вовсе не был профинансирован Ватиканом, как кто-то мог подумать. Это к вопросу о "католической агрессии Ватикана". Пожертвователей для издания с немалым трудом нашел глава францисканцев в России отец Григорий Церох, также присутствовавший на презентации.
На вопрос к редактору и переводчикам, какие аналоги литературного стиля Папы они могут привести, прозвучали имена Даниила Андреева, о. Павла Флоренского, Джакомо Леопарди, Федора Тютчева и Рильке. Вообще же как поэт он принадлежит к тому, что у нас принято считать западным авангардом. Хотя бы потому, что пишет стихи верлибром. Впрочем, некоторые считают первым стихотворением, написанным верлибром, Библию.
Кто-то посетовал, что в книге нет записей бесед Папы с разными людьми, включая академика Сахарова. На что последовал ответ, что таких бесед у Папы были десятки тысяч. А присутствовавший о. Георгий Кочетков уточнил, что записи беседы с Сахаровым нет вовсе из-за ее сугубо приватного характера. Но он в курсе, что на встрече, продолжавшейся два часа, Андрей Дмитриевич, в частности, спросил Папу, идти ли ему в народные депутаты первого съезда, и не будет ли это коммунистической ловушкой? На что Иоанн Павел II резонно ответил, что Сахаров даже в этом случае не сможет совершить дурной поступок, и потому его участие станет конструктивным. Так и получилось.