11 сентября, в день второй годовщины нью-йоркской трагедии, в московском бизнес-центре "Александр-Хаус" состоялась презентация книги галериста, политтехнолога и заместителя генерального директора Первого канала Марата Гельмана "Русский способ (Терроризм и массмедиа в третьем тысячелетии)". По словам пресс-релиза, это "размышления о том, что представляет профессия журналиста в эпоху терроризма... попытка проанализировать мировую историю терроризма, его психологию, источники и формы и в этом контексте определить, как может вести себя журналист, показывающий правду о терроризме".
Для начала работу Гельмана представила Елена Зелинская, вице-президент "МедиаСоюза", под эгидой которого в течение нескольких месяцев шла работа над книгой. Предпосылкой же для ее создания стала работа "Индустриального комитета СМИ", в который объединились представители российских массмедиа после известных событий в Театральном центре на Дубровке (захват зрителей мюзикла "Норд-Ост" 23 октября прошлого года) для выработки корпоративных правил и этических норм поведения журналистов, освещающих террор. Заметим, что сам комитет был срочно создан в ответ на попытки властей внести изменения в закон о СМИ (будто бы журналисты "не так" интерпретировали события), а итогом его работы стала подписанная членами "Индустриального комитета" 8 апреля "Антитеррористическая конвенция СМИ", к которой постепенно присоединяются СМИ по всей стране. Она приводится в конце книги с комментариями Гельмана. Перед этим - на ста страницах - следует хроника "основных" терактов рубежа тысячелетий; главы "Терроризм: прошлое и настоящее" ("обзор" - от полулегендарных ассасинов, сикариев и душителей до АУМ Синрике, Тигров освобождения Тамил илама, РАФ и ИРА), "Терроризм: настоящее и... будущее?" (где Гельман обсуждает такие понятия и явления, как публичность как главное и непременное условие современного теракта, обилие самоубийц, готовых приносить себя в жертву, "конфликт цивилизаций", психологию террора и террористов и т.д.), "Что делать?" (здесь ставятся вопросы о границах свободы слова и творчества, если они угрожают безопасности, ответственности журналистов и, с другой стороны, обязанностях власти и общества, о конфигурации "мира после 11 сентября"). Наконец, во второй части книги анализируется опыт зарубежных стран и СМИ, приводятся интервью известных журналистов по поводу Конвенции (Андрей Венедиктов, Дмитрий Кафтанов, Николай Сванидзе, Маша Слоним и Максим Соколов) и, как уже сказано, сама "Антитеррористическая конвенция".
На презентации Гельман подчеркивал, что конвенция касается только конкретных экстремальных ситуаций - в которых теоретически может оказаться каждый журналист. При этом он должен ясно себе представлять, как выполнить свой профессиональный долг и не нанести ущерба. Поскольку ценой ошибки становятся человеческие жизни.
Вкратце Гельман коснулся и текущей избирательной кампании (тоже ведь своего рода экстремальная ситуация для журналистов и всего общества), назвав принятый закон об ее освещении, "конечно, поражением СМИ". "Другой вопрос, - отметил Гельман, - что та форма, на которой сумел настоять Вешняков, - невыполнима. И мы просто надеемся, что "компенсацией" закона будет то, что никто не будет настаивать, чтобы мы его выполняли".
Возвращаясь, собственно, к предмету презентации, стоит отметить, что, обращая свою книгу прежде всего к журналистскому сообществу, автор все же надеется, что ее прочтут эксперты, представители властных и силовых структур, спецслужб, на деле осуществляющие контртеррористические операции. Они, по мысли Гельмана, тоже должны взять на себя какие-то обязательства. Хотя пока этого ("к сожалению", говорит Гельман) не произошло.
Впрочем, даже потенциальная аудитория "Русского способа" нам неизвестна: тираж не указан, да и вообще выходные данные в книжке отсутствуют. Лишь "Москва, 2003" да два логотипа - Первого канала и "Индустриального комитета СМИ".