0
1767
Газета Факты, события Интернет-версия

05.06.2003 00:00:00

"Серапионы" и "смердяковщина"

Тэги: слонимский, фрезинский, скорпионы


- Сергей Михайлович, что в портрете вашего отца, созданном автором книги, вы считаете противоречащим действительности?

- Там не сказано ни слова о том, что мой отец Михаил Леонидович Слонимский в 60-е годы руководил литературным объединением, в которое входили Андрей Битов, Валерий Попов, Валентин Тублин, Сергей Тхоржевский, Глеб Горышин, Вадим Нечаев┘ Сам факт существования этого литературного объединения обойден, хотя именно оно явилось связующей нитью между "серапионами" 20-х годов, поколением шестидесятников и нынешними литераторами. Более того, судьба Михаила Слонимского как литератора и человека может считаться счастливой именно потому, что он сумел стать авторитетным воспитателем молодых литераторов в 60-е годы. Именно в этом суть его судьбы. На рубеже 50-60-х годов Михаил Слонимский создал роман "Семь лет спустя", вписывающийся в литературу "оттепели", а в течение 60-х годов написал воспоминания о друзьях-литераторах, избежав сведения каких-либо личных счетов. Попав в разгромное постановление ЦК 1946 года вместе с Михаилом Зощенко, он ни единым словом не отрекся от своих друзей-"серапионов", грубо обруганных в докладе Жданова. Еще в 30-е годы он выступил в защиту ныне признанного прозаика Леонида Добычина, которого дружно травили. А Борис Фрезинский в основу главы о моем отце положил его роман "Крепость", который не был опубликован и который никто не видел в полном виде. Он был написан тогда, когда оппозиция еще имела право голоса. В 1937 году отец разочаровался в политике. А в книге цитируется не столько сам роман, сколько - заглазные частные мнения. Заглазной "смердяковщины" вообще очень много в переписке, публикуемой Фрезинским. Мемуары и частные письма могут быть лишь вспомогательным материалом к анализу литературы и реальных фактов. Кроме того, существуют неопубликованные дневниковые записи самого Слонимского (они хранятся в Петербургском архиве литературы и искусства), которые Фрезинский не цитирует и вряд ли вообще читал. Но то, что мой отец никого никогда не очернял, явствует даже из его опубликованных писем.

- Насколько я поняла, Фрезинский следует традиции описания судеб "серапионов" с точки зрения Каверина?

- Да, Вениамин Каверин, пережив всех "серапионов" и дожив до середины перестройки, успел написать мемуары под названием "Эпилог". Там наряду с апологией братства 20-х годов немало личных счетов с писателями. К сожалению, ни с кем, кроме Константина Федина, он эти личные счеты не выяснял в лицо, и даже в письмах не сохранилось описаний каких-либо фактов. При жизни ничего подобного Каверин не говорил ни отцу, ни мне, хотя я сам с ним общался не раз и дружил с его сыном. Но - будем говорить прямо. Ссора Каверина с моим отцом первоначально произошла, что называется, на бытовой почве. По рассказу моей матери, пока отец был на финском фронте, его друг - Вениамин Каверин стал за ней "ухлестывать". А та рассказала обо всем своему мужу, чего, как мне кажется, делать не следовало. Естественно, они поссорились. В дальнейшем отношения внешне наладились. Злопамятный Каверин через семнадцать лет после смерти моего отца напечатал мемуары, в которых образ Слонимского полностью искажен.

- Но ведь каждый имеет право на свое собственное - в том числе и негативное - мнение о другом человеке.

- Да, но мемуары Каверина оказались основой для многочисленных литературоведческих работ.

Вот в этом, как мне кажется, и заключается источник искажения исторической перспективы. В свое время сам Каверин говорил: "Писатель не должен накладывать петлю на шею другого писателя". Но после своей смерти Каверин наложил удавку на шею Слонимского, который ни в чем не повинен. Он не только не писал доносов, но и вообще никаких статей против кого-либо из писателей. Наоборот, всячески старался напечатать тексты не только коллег, но и учеников. И прежде всего - сборник произведений своего друга Льва Лунца.

- Вы считаете, история неудавшейся публикации Лунца в книге также искажена?

- Лев Лунц писал замечательные, вполне современные пьесы, которые одновременно отсылали и к поэзии трубадуров, и к последующим драмам абсурда. Это пьесы булгаковского уровня. А сам Лунц - писатель, который мог бы стоять в одном ряду с Михаилом Зощенко. К сожалению, он скончался в возрасте 23 лет в 1924 году. Сборник его произведений был подготовлен к изданию в конце 60-х, еще при жизни отца. Именно Каверин уговорил его по телефону быть председателем комиссии, хотя отец был ленинградцем и был уже смертельно болен. В книге Фрезинского несколько раз упоминается, что Слонимский отговаривался болезнью. Но и я, и моя жена свидетели того, что каждый вздох его в то время сопровождался кровохарканьем. Он согласился формально возглавить комиссию из любви к своему другу. (Каверин сказал, что если он не согласится, то не состоится издание.) А отец к тому моменту уже не двигался и не мог ездить в Москву на заседания этой комиссии. Все остальные - Каверин, Тихонов, Шкловский - были москвичами. Сам Каверин был достаточно авторитетным деятелем искусства, чтобы этого добиться. (Добился же я в эти же годы издания сборника о Стравинском и установки мемориальной доски, хотя в отделе культуры ЦК лежал донос на якобы неуважительное высказывание композитора о Мавзолее Ленина.) В книге Фрезинского цитируется "Эпилог" Каверина: "Первым испугался Слонимский". Но если он не испугался смерти, узнав о смертельном диагнозе в том же году, то чего ему было бояться? В письме Николая Тихонова от 9 июля 1970 года сказано, что "недавно ему позвонил Веня Каверин и сказал, что, по его мнению, книга Лунца в таком виде, как она сейчас, в издательстве не пройдет". Федин (руководитель Союза писателей в те годы), поссорившись с Кавериным, в апреле 70-го года отказался быть редактором книги. Рукопись Лунца к июлю того же года уже получила два отрицательных отзыва. Член комиссии, который здоров и который реально присутствует на заседаниях, может сделать очень многое. Почему этого не сделал Каверин? Это его вина. Я об этом молчал, ждал до конца жизни Каверина, что он опубликует книгу Лунца хотя бы во времена перестройки. Его не стало в 1989 году. В последние годы жизни он писал разоблачительную книгу о своих былых друзьях-"серапионах", которые уже не могли ему ответить. Но "черный" PR посмертно недопустим! Используя имя Лунца, он пытался опорочить имя моего отца, без которого книга не была бы издана, потому что в конце концов по завещанию отца издал ее я.

- Что вы делаете для возвращения в литературу лучшего в творчестве вашего отца?

- Есть проект издания произведений трех писателей - Михаила Слонимского, Леонида Рахманова и Геннадия Гора. Все они были наставниками литературной молодежи в 60-е годы. Они сумели уберечь вольнолюбивых молодых прозаиков от судьбы сосланного в те же годы Иосифа Бродского. Я же всю жизнь пропагандирую творчество своих учителей - композиторов. И я не хочу, чтобы меня ночами укорял призрак отца, оклеветанного своим братом по литературному содружеству.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1343
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3225
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2323
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1858

Другие новости