В прошлый четверг в Доме русского зарубежья вручали Литературную премию Александра Солженицына. Лауреаты ее стали известны еще в конце февраля (мы об этом писали): жюри в составе Павла Басинского, Валентина Непомнящего, Людмилы Сараскиной, Александра и Натальи Солженицыных и Никиты Струве отметило в этом году заслуги двух поэтов - Ольги Седаковой и Юрия Кублановского. В прошлые годы (а премия учреждена в 1997-м и присуждается с 1998-го) лауреатами ее становились Владимир Топоров, Инна Лиснянская, Валентин Распутин, Евгений Носов и Константин Воробьев (посмертно), Александр Панарин и Леонид Бородин. Как видим, люди совершенно разных эстетических и идеологических взглядов, да и работающие зачастую в разных областях, но обязательно - со словом и в слове.
Александр Солженицын не смог присутствовать по нездоровью, и церемонию в тесном зале, едва вместившем всех приглашенных, волевым решением начала Наталья Дмитриевна Солженицына: "У нас так много гостей, что всех все равно не дождаться!" А заодно попросила "умалиться" дорогих телевизионщиков - чтобы хоть что-то из происходящего было видно большей части собравшихся.
Ольгу Седакову обстоятельной речью представил Никита Струве. Запомнились слова о "целомудрии" Седаковой - естественно, не в привычном, осовремененном смысле слова, но ведущим свой корень от "мудрости". "Не вы идете к читателю, - обращаясь к поэту, заметил Струве, - а читатель вынужден идти к вам". Выступили филологи Ксения Голубович (она числит Седакову в своих учителях) и Владимир Бибихин.
Ольга Седакова в ответном слове процитировала слова митрополита Антония Сурожского: "Нам есть что сказать - после такого опыта". Как бы оправдывая поэзию, которой якобы нет места после Освенцима и Майданека.
Юрия Кублановского представили критик Павел Басинский, упомянувший благожелательные отзывы о нем таких разных людей, как Солженицын и Бродский; Анатолий Найман, назвавший Некрасова прямым предком Кублановского, и Фазиль Искандер, напомнивший, что религиозность, пессимистичность и нередко прямая враждебность стихов Кублановского советской власти вынудили того в 1982 году уехать в Европу - чтобы не угодить в Сибирь.
Зато, как известно, и вернулся Кублановский одним из первых - в 1990-м. Встав в первый ряд современной русской поэзии.
Остается добавить, что, по словам Натальи Дмитриевны Солженицыной, уже в следующем году церемония будет проходить в гораздо более просторном здании, находящемся тут же, по соседству, в ремонтирующемся здании, переданном Русскому общественному фонду Александра Солженицына московским правительством.
А лауреаты разделят сумму в 25 тысяч долларов США.