10-11 мая в Музее Маяковского состоялся очередной Московский фестиваль свободного стиха. То есть, иными словами, верлибра. Необычны здесь два факта. Во-первых, место проведения мероприятия: традиционно фестиваль проходил в музее Вадима Сидура. А во-вторых, фестиваль этот - юбилейный, десятый. Впрочем, многолетние бдения теоретиков и практиков свободного стиха не привели к единомыслию: кто понимает верлибр строго стиховедчески, а кто воспринимает его в качестве идеологии. Это показала и (не слишком оживленная) дискуссия во время круглого стола. По словам ведущего фестиваля Юрия Орлицкого, русский свободный стих развивался от индивидуальных стратегий эпохи Серебряного века - к унификации в советском (то есть антисоветском) верлибре - к новому расцвету личных подходов и стилистик в поэзии современной.
Обширная программа поэтических чтений, занявшая весь первый день и половину второго, продемонстрировала тезис Орлицкого достаточно убедительно. Культурологические мистерии Фины Гримберг соседствовали с депрессивными медитациями Кирилла Медведева, лирические миниатюры Марины Хаген - с риторическими конструкциями Владимира Аристова, гротескные зонги Андрея Родионова - с изысканными сериями Андрея Сен-Сенькова, трагикомические циклы-клипы Игоря Жукова - с приватной лирикой Яны Токаревой┘
Выступали помимо москвичей авторы из Санкт-Петербурга, Твери, Иваново, Ярославля, Киева, Энгельса, Ульяновска, Обнинска, Екатеринбурга, Рязани, Челябинска. Помимо верлибров случались перформансы: Этер де Паньи производил малопонятные манипуляции с вырезанными из бумаги фигурами; Владимир Тучков и Света Литвак иллюстрировали тезис "Поэт в России больше, чем поэт", сравнивая по росту Владимира Герцика и Михаила Нилина; неясный юноша из Литинститута читал гигантский цикл, построенный на утомительном обыгрывании второго по распространенности матерного слова┘
Однако же, несмотря на некоторые недоразумения, картина современного русского свободного стиха была продемонстрирована достаточно очевидно.