0
1250
Газета Факты, события Интернет-версия

15.05.2003 00:00:00

"Черный квадрат" и не только

Тэги: издательство, искусство xxi век, боднарук


- Татьяна Михайловна, в каких родственных отношениях находится "Искусство - XXI век" с достопамятным советским издательством "Искусство"? Вы его правопреемники?

- Нет, мы частное издательство, и официально мы не являемся правопреемниками "Искусства". Хотя многие наши сотрудники долгое время работали в этом издательстве, но после реорганизации оттуда ушли. Так что мы себя считаем наследниками духа издательства "Искусство", наследниками традиции. И это, на мой взгляд, нас ко многому обязывает.

- Что вы подразумеваете под традицией?

- Это значит делать хорошую книгу по искусству. Это значит оригинальный текст, оригинальный дизайн, грамотная редактура. Это книга, которая делается с нуля.

- Сейчас в России довольно много издательств, выпускающих альбомы по искусству. Как вы представляете себе свою нишу на этом рынке с уже, как кажется, поделенными сферами влияния?

- Альбомы - это один из самых простых способов зарабатывать деньги: пишется маленькая статья и подбираются иллюстрации. На наш взгляд идеальная книга по искусству, это, во-первых, качественный текст с обильным документальным материалом и научным аппаратом, а во-вторых, богатый иллюстративный ряд. Например, сейчас мы работаем над серией, которая должна появиться в начале следующего года. Условное название серии "Художники русской эмиграции". Речь идет о малоизвестных художниках с русскими корнями. Таким способом мы будем возвращать на родину их творческое наследие.

- Но архивы-то находятся на Западе. Как вы до них добираетесь?

- По-разному. Каждая книга серии делается штучно. Находим собирателей, наследников, с ними списываемся. Это самая настоящая исследовательская работа. И пишут для нас лучшие российские и западные искусствоведы.

- Это будет многотомное издание?

- Все будет зависеть от того, как эту серию примет рынок. Если рынок на нее хорошо откликнется, то мы планируем выпустить книги о Николае Калмакове, Марке Шагале, о почти неизвестной у нас художнице Марии Васильевой, которая уехала из России еще до революции. Мы нашли ее дневник, ранее нигде не публиковавшийся, и выкупили авторские права для русского издания. Если все будет в порядке, доберемся и до американских иммигрантов. Там тоже было очень много хороших художников.

- Каким вы себе представляете идеальный искусствоведческий текст и каково соотношение текста и иллюстраций в ваших изданиях?

- У нас уже сформировалось представление, каким должен быть текст. Это примерно пять-шесть авторских листов с подробной биографией, списками выставок, библиографией. Разумеется, внятно написанный. Что касается иллюстраций, то здесь все будет зависеть от того, что удастся найти. Вот, например, у нас готовится книга о Зинаиде Серебряковой. Отличный текст написала Алла Александровна Русакова.

А с иллюстрациями нам помогла дочь художницы, которая дала отснять малоизвестный в России французский период творчества Серебряковой. С другими художниками все обстоит труднее.

- Только что у вас вышла "История искусства". Между тем однотомных "Историй искусства" сейчас у нас издается очень много. Как вы решились издать еще одну, очередную?

- Наша "История искусства" отличается от очень многих подобных изданий. Обычно в таких общих книгах Россия представлена какой-нибудь иконой, "Черным квадратом" Малевича, и, конечно, там появляется Кандинский, но уже как немецкий художник. Вот такой джентльменский набор. Здесь же у нас целая глава посвящена России. Это оригинальное издание, тексты написаны лучшими отечественными специалистами.

- Почему бы в таком случае вам не издать историю русского искусства? Кажется, многотомник Грабаря, при всех его достоинствах, давно устарел.

- Да, такое издание планируется, над ним уже работают в Институте искусствознания. Но это грандиозный самостоятельный проект. А наша "История искусства" предназначена для студентов, старшеклассников, в общем, для тех, кто только начинает знакомиться с историей мировой культуры.

- Ваши ближайшие планы?

- Сейчас при участии Института искусствознания у нас готовится к изданию комплект из трех книг "Судьба культурного наследия России. ХХ век". Первая "Черная книга" - утраты. Книга вторая "Красная" - предостережение. Третья книга "Белая" - обретения, о реставрации. Это единственная более-менее оптимистичная книга. Это очень важное для института и для нас издание о том, что в России произошло с памятниками за последние сто лет. К чему привели войны, революции, действия чиновников и прочее и прочее. Печальные будут книги. Но материал там собран уникальный, особенно в "Черной книге". Ведь разрушались не просто памятники архитектуры, разрушались целые архитектурные комплексы и ландшафты. Кроме того, мы продолжаем знаменитую серию "Памятники архитектуры Москвы". В ней еще планируются два тома "Окрестности старой Москвы", потом, если все будет в порядке, один том по советской архитектуре.

- Переводных изданий не будет?

- Ну почему же, они будут. У нас вот планируется мемуарно-биографическая серия. Это всегда очень выигрышный, очень фактурный материал. Тот же дневник Васильевой мы перевели с французского. Она вспоминает, например, как к ней в столовую для бедных художников ходил кормиться Модильяни. Для нее это был такой итальянский босяк, она даже не очень ценила его творчество. Однажды она заставила его написать ее портрет в качестве платы за те супы, которые он у нее ел. И вот она пишет, что, мол, странно, он не мог мне пять су заплатить за еду, а вот нарисовал портрет, который потом, когда для меня наступили трудные времена, я продала за полторы тысячи франков. По тем временам огромные деньги. И несмотря на это, она недоумевает, почему так высоко стали ценить Модильяни. Подобные психологические нюансы в официальном искусствоведении обычно затушевываются. Тут же человек рассказывает о том, что сам пережил и что прочувствовал. И это безумно интересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
626
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2350
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1560
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1189

Другие новости