Русская литература без обезьян - все равно что без Пушкина. Тем более что лицейское прозвище Александра Сергеевича было именно Обезьяна. Засилье предков человека в отечественной словесности сподвигло куратора Крымского клуба Игоря Сида провести 18 апреля в Институте проблем экологии и эволюции акцию "Обезьяны и тексты. От Пушкина и Битова до Бандар-Логов и Кинг-Конга". Это уже пятая за последние два года акция в цикле "Зоософия", цель которого - осмысление образа животных в литературе и искусстве.
Литераторов, помимо самого Сида, должен был представлять Андрей Битов (автор повести "В ожидании обезьян"). Обезьян - бурый макак Маня. Однако ни того ни другого в ходе акции так и не появилось. Это не помешало собравшимся углубиться в обезьяньи проблемы как литературного, так и биологического свойства и взглянуть на них не только сквозь гуманитарную призму, но и с естественно-научной серьезностью - в зале присутствовали немало ученых приматологов.
Соведущими вечера были Сид и зоолог Михаил Кочетков. Литераторы и биологи выступали поочередно. Первые читали произведения разных авторов - от Ходасевича до Гайдука, вторые - рассказывали о человекообразных и их месте в культуре, о мифах и легендах, которыми обросли эти животные. Например, орангутангу нельзя смотреть в глаза. Иначе он неминуемо проклянет вас и весь ваш род. Также было выяснено, что Кинг-Конг - горилла, и посему встретиться с ним взглядом нисколько не опасно. Куда большие злоключения постигают исследователей, решивших изучать приматов в естественной среде. Пока ученый стоит по пояс в болотной, богатой гигантскими пиявками жиже, задрав голову в попытке разглядеть обезьяну, живущую шестьюдесятью метрами выше на ветвях, та, негодуя от столь бесцеремонного вторжения в свою жизнь, закидывает наблюдателя фекалиями, бросает в него все, что попадется под горячую руку.
В человеческой среде обезьяны общаются с людьми не на языке агрессии, но при помощи жестов и живописи, причем они способны работать как в абстрактной манере, так и в реалистической.
Под занавес организаторы, желая показать прелести жизни наших предков, раздали всем собравшимся по банану, что было встречено публикой с большим энтузиазмом - это лишний раз доказывает сильное обезьянье начало в русской культуре.