Фeстиваль этот давно существующий, обросший своими традициями - да и сам город непростой, всюду тень Павла, хотя такой же символичной личностью можно назвать и Чкалова, лихачившего в небе над Гатчиной.
Да и что говорить, непрост город, который выбрал себе одним из символов земляной дом, здание Приората. Необычен и сам фестиваль, аккумулирующий фильмы-экранизации. Это является необходимым условием попадания в список - поэтому возник в этом году сондерберговский "Солярис-2", поэтому среди отечественных производителей в конкурсной программе боролись "Звезда" и "Превращение".
Про эти фильмы написано много за время, прошедшее с их премьер. Понятно, что "Звезда" стала своеобразным ответом на американскую историю про спасение рядового Райана, понятно, что эта лента, зеркальная фильму "В августе сорок четвертого", более чем другие соответствует интуитивному государственному заказу. Понятно, что до уровня "Иванова детства" подняться сейчас некому. Понятно и то, что "Превращение" суть спектакль, построенный на великолепной игре Евгения Миронова.
Говорить об этих работах уже несколько поздно, а вот о стильном фильме "Двойная экспозиция" Галины Долматовской и Александры Ильф сказать надо. Это история об Ильфе и Петрове, решенная в черно-белом, странном цвете времени, сделанная на фотографиях самого Ильфа и его коллег, где зависает на миг храм Христа Спасителя и валится в пыльную кучу, где в последний раз смотрит с балкона Маяковский, где Олеша и Нарбут, то зыбкое время "до войны", что теперь и звучит-то странно. Какой войны? Которой? А фотографии будто в ворованную тайную дырочку позволяют подглядеть другую, застывшую на секунду цивилизацию - детей в ботиночках, продавца воздушных шаров, длинную сигару дирижабля над городом, Пастернак на заснеженной дороге, будто замерзший араб с замерзшей лошадью, - куда это все подевалось?
Показали и несколько заунывный фильм Александра Гордона "Пастух своих коров", примечательный главным образом тем, что можно было долго в кулуарах говорить "по поводу" и уходить в рассуждениях далеко от самого "Пастуха".
Призы же на Гатчинском фестивале правильные. Помимо бронзы, помимо традиционных скульптурных мини-композиций, это энциклопедия Брокгауза и Ефрона, а так же полное собрание сочинений Толстого. Это не просто дорогого стоит (хотя репринты эти и дороги чрезвычайно), это еще и книжный оттенок мероприятия. "Гран-при", "Гранатовый браслет", получил фильм Валерия Фокина "Превращение" по знаменитому рассказу Кафки.
Большой приз достался "Звезде" Николая Лебедева - пять тысяч долларов и тот самый полный Толстой. А приз жюри в виде многотомной энциклопедии присужден Кире Муратовой за художественный фильм "Чеховские мотивы". Призы за лучшие актерские работы получили Рената Литвинова и Евгений Миронов.
Фестиваль живет своей, непохожей на другие кинематографические мероприятия жизнью. Например, молодые поэты из московской группы "Алканостъ" проводили встречи с читателями. Судя по всему, к юбилейному, десятому, фестивалю устроители могут дополнить его и семинарами, а то и мастер-классами - я по крайней мере не удивлюсь. Литература, как явствует из фестивального названия, тут все же не на последнем месте.