В субботу в Малом зале Центрального дома литератора прошла презентация книжки Дмитрия Быкова "Призывник", вышедшей под двойной маркой питерских издательств "Амфора" и "Геликон Плюс". Скорее даже не презентация, а, как выразился сам Быков, "устный выпуск программы "Времечко". Поскольку было действительно в меру весело и в меру серьезно. Короче, по делу.
Объемистый том из серии "Созвездие. Классики и современники" включает в себя стихотворения и поэмы разных лет. В аннотации сказано, что здесь стихи новые и "лучшее из написанного в последние годы". Правильнее сказать - в восьмидесятые и девяностые. Хотя поэт читал и не вошедшие в книгу тексты. Название сборнику дала заключительная поэма, датированная 2001 годом:
Меж апрелем и маем,
Не сейчас, а давно,
На одной из окраин -
например, в Строгино,
До которой добраться
На подземке нельзя,
проводить новобранца
Подгребают друзья...
В ЦДЛ народу, несмотря на выходной день, "подгребло" тоже немало.
В первых рядах сидели нынешние коллеги Дмитрия Быкова по газете "Консерватор". Выделялись, разумеется, субтильный Дмитрий Ольшанский, тянувший шею и восторженно внимавший поэту весь вечер, и коренастый рыжебородый Константин Крылов, потиравший ручки в ожидании постпоэтической части вечера.
"Чтоб нескучно было", выступали еще поэт Игорь Караулов и Виктория Иноземцева, хотя, что и говорить, по экспрессии и умению держать в напряжении публику с Быковым трудно равняться.
Из экзотических фигур среди посетителей творческого бенефиса журналиста и телеведущего можно отметить недавнего "сидельца" Григория Пасько. Из закономерных - правозащитника Наума Нима (он номинировал на премию "Национальный бестселлер" последний роман Быкова "Орфография").
Быков весь вечер шутил, блистал и производил тот самый эффект, какой нравится обычно в поэзии (и поэтах) восторженным барышням. Таковые, оказывается, еще не перевелись в России, в чем и можно было убедиться на воспоследовавшем в "нижнем" буфете ЦДЛ банкете. Состоявшем из нескольких бутылок водки и купленных тут же бутербродов.
Григорий Пасько уселся сначала за отдельным столом от "консерваторов", переговаривавшихся в таком примерно духе: "Ну, когда же с Пасько пойдем знакомиться?" Быков кокетничал с упомянутыми барышнями. Все остались довольны: кто стихами, кто барышнями, а кто и водкой.