Лауреаты премии Андрея Белого 2002 года будут названы завтра, 29 ноября, на 4-й ярмарке "non/fiction", проходящей в эти дни в ЦДХ. Члены жюри премии большей частью живут в Петербурге и приедут в Москву специально на эту церемонию; а уж само вручение премии будет все-таки по традиции в Питере, в декабре.
Премия Белого - старейшая независимая литературная премия России. Она возникла в конце 70-х, и с тех пор до настоящего времени ее состав - монета в 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Учредили ее люди из ленинградской неофициальной литературы, подарить своим любимым поэтам и прозаикам им больше было нечего. Однако при всей несерьезности награды выбор жюри на протяжении многих лет был настолько точным, что премия эта вполне может считаться барометром интеллектуальной, сложной, новаторской литературы в современной России.
Лонг-листа у премии нет, а шорт-лист объявляется по трем номинациям: поэзия, проза и гуманитарные исследования. В поэтическом разделе номинированы Михаил Гронас и Кирилл Медведев. Их книги, выпущенные издательством "ОГИ", стали предметом активнейшего обсуждения в критике. Есть один живой классик - живущий в Праге Алексей Цветков-старший, в 70-е - один из лидеров круга поэтов "Московское время". Сергей Круглов, живущий в Минусинске (Красноярский край), давно не подает о себе известий как литератор - в конце 90-х он стал священником; однако в английской поэзии известен священник, который был одновременно выдающимся поэтом - Джерард Мэнли Хопкинс, так что будем надеяться, что, кроме очень значительных стихотворений, созданных Кругловым в первой половине 90-х, будут и другие, не менее впечатляющие. Сергей Тимофеев из Риги и Сергей Завьялов из Петербурга заслуживают этой премии уже давно; Завьялов номинирован на премию за публикацию в интернете (сайт "TextOnly"), а Тимофеев - за стихи, опубликованные в рамках проекта "Орбита": частью это стихи, а частью - композиции из текстов и электронной музыки.
В прозе обращает на себя внимание "Книга воды" Эдуарда Лимонова. Тенденция года - большое количество прозы художников (правда, Макса Фрая, который тоже художница, с "Энциклопедией мифов" выдвигать не стали): в шорт-лист вошли книга прозы Семена Файбисовича, две книги воспоминаний, притч и картинок Виктора Пивоварова и, наконец, радикально-экспериментальная, стоящая на границе прозы и художественного коллажа работа Веры Хлебниковой "Доро" (характерно, что в "EL-НГ" эта книга была отрецензирована очень положительно, но на полосе "Искусство книги").
Экзотический автор - пишущий по-русски испанец Рубен Давид Гонсалес Гальего. Его (хоть и написанный на понятном языке) роман "Черным по белому" напечатан все-таки - учитывая местожительство автора в Мадриде - в журнале "Иностранная литература" # 1 за этот год. Еще одна неожиданная, но интересная и правильная идея - включение в номинацию "Проза" книги эссе известного петербургского филолога Ольги Кушлиной.
Еще один питерский автор включен за первую же книгу, выпущенную типографическим способом. Это молодой компьютерщик и знаток западной философии Андрей Башаримов, которому вообще-то типографии не нужно - он свои романы размещает на собственном интернет-сайте.
В "Гуманитарных исследованиях" разброс очень широк. Есть знаменитый математик, философ и филолог Владимир Успенский - двухтомник его "Трудов по нематематике" выпустило издательство "ОГИ". Есть страшный и ужасный Алексей Плуцер-Сарно, который сделал предметом скрупулезного анализа русское слово из трех букв; в самом деле, поскольку по-русски производными от этого слова можно сказать практически все, исследование это слова близко по смыслу к спуску в потаенные глубины российского подсознания. Известный музыковед Татьяна Чередниченко, наоборот, говорит в основном о возвышенном: ее книга "Музыкальный запас" хотя и очень спорная, но это первый популярный рассказ о современной российской музыки для широкого интеллигентного читателя. Исследование искусствоведов Любови Гуревич и Михаила Иванова "Арефьевский круг" - о группе художников, которая сложилась в 1950-х, с него начинается отсчет нового неофициального искусства Петербурга. Знаменитая славистка Лена Силард (Будапешт) опубликовала в этом году в России один из главных своих трудов (возможно, что и главный) - "Герметизм и герменевтика". В списке также работы двух философов - Елены Петровской (о ее книге "Непроявленное. Очерки по философии фотографии" "EL-НГ" писал подробно) и Вардана Айрапетяна (итог многолетнего труда - книга "Толкуя слово. Опыт герменевтики по-русски").