18 октября в галерее "Улица ОГИ" обсуждали "Образ врага". Организаторы дискуссии - собственно "О.Г.И.", сайт "Полит.Ру" и фонд Генриха Белля - намерены и дальше собирать вместе социологов, политологов, филологов, историков, журналистов, гражданских деятелей, озадачивать разномастную публику той или иной проблемой, результаты разговора вывешивать на "Полит.Ру", а затем публиковать в альманахе "Россия/Russia". Напомним, что альманах этот начал издаваться в 70-е годы в Венеции по инициативе Витторио Страда, а с 1998-го время от времени выходит в Издательстве "О.Г.И.". Теперь выпуски должны стать более регулярными (4 альманаха в год), ближайший - про врагов - откроется статьей известного социолога Льва Гудкова.
Лев Дмитриевич рассказал собравшимся на "Улице" о собственных подходах к материалу: в основе будущей статьи окажутся не столько "мифологемы", сколько "идеологемы" врага, не столько конкретные "образы" и "метафоры", сколько технологии их конструирования. Постановка вопроса в данном случае вполне соответствует магистральному направлению вциомовских исследований - предметом анализа остаются советские идеологические практики и их связь с современной социальностью, объяснительной рамкой - теория "догоняющей модернизации, проходящей фазу тоталитарных режимов". Публике были предложены два основных заключения: возрастание идеологической роли "врага", с одной стороны, подразумевает "архаизацию", "примитивизацию" социальных механизмов, а с другой - как свидетельствуют недавние опросы ВЦИОМ - совпадает с "ростом позитивных самооценок в структуре национальной идентичности". Ведущий дискуссию Никита Охотин неумолимо освещал лицо оратора яркой настольной лампой. Щурясь от света, Лев Гудков призвал отличать "врага" от "чужого", "постороннего", "маргинала"; перечислил несколько условий популярности идеологемы "врага" (растерянность, информационная изоляция, отсутствие выбора) и заметил, что конструкция врага всегда представляет собой не отдельный образ, а сложную композицию образных значений: "враг ближний", "враг дальний", "пособник врага" обычно появляются в одной семантической упряжке.
Роль врага взял на себя Андрей Зорин, заметив, что конфликтный, порождающий оппозиции "враг" - плоть от плоти продукт либерально-демократических систем. Дальнейшие выступления большей частью выстраивались вокруг конфликтной оппозиции Зорин-Гудков, пока миролюбивый Алексей Левинсон не назвал наметившуюся дихотомию "зловещей", поскольку речь может идти лишь о двух различных предметах исследования: "государство" у Гудкова и "элиты" у Зорина.
Все желающие принять участие в обсуждении - как именитые гости (Александр Даниэль, Денис Драгунский, Вера Мильчина, Федор Шелов-Коведяев), так и гораздо менее известные - были терпеливо выслушаны и согреты ламповыми лучами.