Альманах "Вавилон" уже давно известен профессионалам как самое подробное и масштабное издание молодой русской литературы, особенно - поэзии (что и неудивительно: все-таки большинство молодых авторов начинают со стихов, а потом переходят на прозу или драматургию... или продолжают писать стихи). Выходит он в самиздате с 1989 года, а с 1992-го - типографским способом. За десять лет вышло девять выпусков, а в них - публикации около трехсот авторов, живущих по всей России и даже по всему миру (Украина, США, Дания, Белоруссия, Узбекистан, Германия┘).
Презентации "Вавилона", которые устраивает его редактор, поэт и издатель Дмитрий Кузьмин, всегда превращаются в большие и шумные фестивали. С каждым разом альманах получается все больше, соответственно все больше и авторов в одном номере, все более многолюдными оказываются и презентации. Только что вышел новый, девятый (типографский) выпуск "Вавилона", а в нем - 308 страниц. Поэтому презентацию, которая грозила растянуться на целую ночь, разделили на два вечера: первая часть прошла 9 октября в московском клубе "Проект О.Г.И.", вторая - 12 октября в новом, недавно открывшемся книжном магазине "Фаланстер" (если кто забыл институтский курс научного коммунизма или был вовсе лишен этого счастья, напоминаем: фаланстер - дом-община, описанный в учении французского социалистического утописта Фурье). Вели и составляли эти две презентации два соредактора "Вавилона" - Дмитрий Кузьмин и Данила Давыдов.
По словам организаторов, перед началом акции в "Проекте О.Г.И.", на первой презентации предполагалось представить более традиционные, неоклассические поэтики, на второй - более экспериментальные. Однако в действительности обе презентации различались не столько степенью радикальности, сколько составом: вторая была более экзотической, на ней было больше иногородних авторов.
В "Проекте О.Г.И." выступали авторы хотя и молодые, но уже вполне известные: например, Дмитрий Воденников (Москва) и Александр Анашевич (Воронеж) ранее входили в шорт-лист престижной премии Андрея Белого (Анашевич - даже два раза; к слову, опубликованы в новом альманахе и лауреаты прошлогодней премии "Дебют" в "коротких" жанрах: Наталья Стародубцева из Нижнего Тагила (номинация "поэзия") и Денис Осокин из Казани (номинация "короткая проза"), - но они на презентации не были).
Двое выступивших в "О.Г.И." авторов только что переехали в Москву: Ната Сучкова - из Вологды, Валерий Нугатов - из Полтавы на Украине. Нугатов (публиковавший в крупных издательствах переводы из Ирвина Уэлша и Мориса Метерлинка) прочитал отличную подборку коротких рассказов, где стилизация соединена с гротеском, который взрывает эту стилизацию изнутри; отдаленно это напоминает покойного Андрея Сергеева. Выступали также Станислав Львовский (большая подборка совсем новых стихотворений), Линор Горалик (среди прочего - с сатирическим текстом, где человек жалуется на то, что настолько привык преодолевать трудности при советской власти, что относительно благополучная жизнь кажется невыносимой и сюрреалистической), Мария Бондаренко, Евгения Лавут и другие.
Презентация в "Фаланстере" собрала авторов, живущих от Челябинска до Санкт-Петербурга. "Фаланстер" - хороший, добротный магазин интеллектуальной литературы со всеми разделами, которые должны быть в таком магазине, но отличается от других подобных мест революционно-освободительным антуражем: висят плакаты с лицами Лимонова и Саддама Хусейна, под потолком - муляж автомата, на который кокетливо наброшен арабский платок-"арафатка". Собственно, под автоматом и происходило чтение. К молодым радикальным авторам оказался причислен и Александр Вознесенский, хорошо известный читателям "EL-НГ" как журналист - правда, стихи его публикуются реже, чем стоило бы. Открыл вечер Михаил Ленюшкин из Рязани, одно из несомненных открытий нового номера "Вавилона", а закрыл - Сергей Свиридов из того же города, в "Вавилоне" не публикующийся, зато открывший Москве означенного Ленюшкина весной этого года - на праздновании Международного дня поэзии в "О.Г.И.". В середине выступили Марина Хаген из Челябинска (ранее известная как победитель интернетовских конкурсов русского трехстишия-хайку), Дарья Суховей из Петербурга, Виталий Науменко из Иркутска, Андрей Сен-Сеньков, Ирина Шостаковская, Вадим Калинин (автор недавно вышедшей книги рассказов "Килограмм взрывчатки и вагон кокаина" - в "EL-НГ" была рецензия Ксении Зориной) и другие.
Когда рязанские поэты выступают под арабским платком - это называется глобализация. Но на эту глобализацию внимания можно и не обращать, а просто слушать стихи. Тем более что в них все равно может присутствовать весь мир.