В Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги Аллы Зускиной, дочери известного актера еврейского театра Вениамина Зускина, "Путешествие Вениамина". Презентация стала завершающей страницей в ходе 4-го Международного фестиваля искусств имени Соломона Михоэлса. Те, кто пережил трагические дни, связанные с гибелью актеров знаменитого театра и его разгромом, едва ли могли поверить, что полвека спустя эти события получат всестороннее художественно-документальное осмысление. Как отметил преподаватель Еврейского университета в Израиле Гилель Казовский, вся 70-летняя история еврейского театра - это преодоление трагедий. С момента основания театр подвергался критике с разных сторон: со стороны сионистов за использование идиша, который считался жаргонным языком, со стороны приверженцев этого языка - за ориентацию на публику с непритязательным вкусом. Некоторые постановки заканчивались провалами, но после 1912 г. этот театр стал символом возрождения еврейского искусства. Как отметил доктор искусствоведения, автор книг и монографий о ГАБИМе и ГОСЕТе (Государственный еврейский театр) Владислав Васильевич Иванов, актерский дуэт Зускина-Михоэлса является символом не только еврейской, но и мировой культуры. Кроме того, в то время как о самом Соломоне Михоэлсе написано достаточно много книг, о Вениамине Зускине их написано крайне мало, а как о человеке мы о нем не знаем ничего.
Хотя дочь великого актера, не упуская ни одной сыгранной им роли, старается дать максимально полное представление о театральной деятельности своего отца, начиная от незабываемого для современников полета в "Колдунье" и кончая преисполненного духом радости искрометного "Фрейлехса", об окружавших его людях, его самоотверженной деятельности в антифашистском комитете, все же Алла Вениаминовна придает своему повествованию свободную композицию. Книга построена по законам драматургического искусства: этапы жизни стали действиями, прерываемыми интермедиями. Арест и расстрел Вениамина Зускина, разгон театра - страшный финал, который, казалось, вытесняет величие содеянного.
Среди живых свидетелей трагедии - одна из дочерей Соломона Михоэлса Наталья Соломоновна. Она помнит день, когда Алла Зускина, которой было в то время 12 лет, зашла к ним в дом, вернула взятые книги, молча попрощалась и ушла. Было понятно, что семью Зускиных ожидает ссылка. Спустя несколько лет последовала реабилитация, но в тот день, в 1952 году, казалось, что самая близкая подруга уходит навсегда. Торжественная часть завершилась выступлением искусствоведа Владлена Михайловича Коралова, отбывавшего срок в лагерях вместе с актерами еврейского театра.
Вечер закончился показом документального фильма, снятого в 1999 году в Иерусалиме на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения великого актера. Продюсер фильма - сценарист и режиссер Авива Дор. В одном из эпизодов живущий на исторической родине ученик Зускина актер Израиль Рубинчик рассказывает о его своеобразной методике преподавания актерского мастерства: на первом курсе будущие актеры, ограничиваясь пантомимами, должны были играть молча, в конце же первого курса показывали пантомиму с двумя словами. Студентам он говорил, что все черты, какие есть у человека, есть и у актера, нужно подчинить замыслу драматурга, уметь преодолеть собственные слабости. Ученики Зускина вспоминали также, что учитель был прирожденным комиком и зал смеялся даже тогда, когда тот играл серьезную роль.
Был показан и отрывок из фильма "Искатель счастья", где Зускин предстает как острохарактерный комический актер, обладающий способностью одним жестом передать тончайшие оттенки смены настроения.
Переводившая с иврита на русский язык комментарии к фильму Алла Зускина вспоминала символический эпизод. На последнем представлении "Фрейлехса" игравшая в спектакле жена Зускина пела песню, в которой были слова: "У меня был жених, он куда-то исчез". Слова пришлось заменить, чтобы эта песня не стала кощунственной. На следующий день не стало театра.
После окончания фильма виновница торжества рассказала о недавно найденном отчете следователя по особо важным делам, где говорилось, что весь личный архив Вениамина Зускина уничтожен (он был сожжен). Выступавший ранее Гилель Казовский назвал "Путешествие Вениамина" поминальной молитвой. В семье любого еврея важно, чтобы был сын, потому что после смерти отца именно сын, а не дочь, может прочесть поминальную молитву (кадиш). Можно сказать, что, написав эту книгу, Алла Зускина совершила поступок, достойный мужчины.