Лонг-лист независимой премии "Дебют", учрежденной Международным фондом "Поколение", объявляли в ресторане-галерее "Улица О.Г.И.". Список мы приводить не будем, он на самом деле длинный: от восьми до 19 фамилий-произведений в пяти номинациях - "Крупная проза", "Малая проза", "Поэзия", "Драматургия" и "Детская литература". Ограничимся многообещающей оговоркой координатора премии Ольги Славниковой о том, что наличие в списке большого количества дарований из родного ей Екатеринбурга чисто случайное (москвичей-то все равно больше), и ее же комментарием: "Наши конкурсанты становятся более вменяемыми, они уважают традицию". Да и обсуждать пока что некого, тем более что даже члены жюри представленных работ пока не читали.
Им, членам, еще предстоит ознакомиться с упражнениями тех, "кому до 25". Ожидания от литературной молодежи у председателя жюри Александра Кабакова, кажется, не самые радужные. "Они, - по наблюдениям Кабакова, - читают строго то, о чем пишут литературные критики: между Коэльо и Сорокиным или Мамлеевым. Если они действительно хотят это читать, то мое отчаяние уменьшается только надеждой на то, что они хотят писать". Тут не совсем ясно, надеется ли писатель на то, что "они" пишут, или на то, что молодое поколение вообще не утратило страсти к писательству. Однако, отвечая на вопрос, чем плохи те, о ком пишут критики, Кабаков признался, что он таки не против моды, "наоборот, с моды начинается все остальное" (в том числе, надо признать, и слава самого автора "Невозвращенца").
Другие члены жюри были более оптимистичны. Николай Кононов заявил, что с нетерпением ждет возможности прочесть новые для него тексты, поскольку вообще читать любит, и тут же отбыл.
Драматург Александр Мишарин порадовался тому, что пьесы все-таки пишут. "Это же каким сумасшедшим надо быть, чтобы писать драматургию, когда из многосотенного российского репертуара за последние 12 лет самый современный автор - Булгаков!"
Григорий Остер пошел еще дальше. Ладно, драматургия, но "если те, кто пишут пьесы, - сумасшедшие, то 20-летний человек, пишущий для детей, вообще слабоумный!". И вообще писатели "взрослые" должны скидываться на гонорары для "детских" - поскольку те растят и воспитывают будущих читателей - покупателей книг.
Зато Илья Кукулин завернул такую речь о тенденциях, свершениях и проблемах, что все нашедшие свои имена в лонг-листе могут быть уверены: каждая их строчка подвергнется пристальнейшему литературоведческому, культурологическому и какому угодно еще заинтересованному анализу. Недаром Курицын писал не так давно про "Generation Kukulin". Кукулин фиксирует, Кукулин бдит!