24 сентября в пресс-центре "Московских новостей" состоялась пресс-конференция, посвященная выходу книги Джозефа Наполитана "Электоральная игра". Книга, изданная группой компаний "Никколо М" (одна из ведущих структур на рынке политконсалтинга в России), представляет работу одного из самых известных политтехнологов мира, работавшего в выборных кампаниях Джона Кеннеди, Губерта Хэмфри, Валери Жискар д"Эстена, Франсуа Миттерана и многих других политических деятелей по всему миру - от Коста-Рики и Венесуэлы (где он провел пять кампаний) до Судана, Филиппин, Маврикия и т.д. Естественно, большое число клиентов у Наполитана в США - губернаторы и сенаторы от Демократической партии ("Это не значит, что не бывает хороших республиканцев, просто в двухпартийной стране приходится делать выбор", - заметил Наполитан). По словам председателя совета директоров группы компаний "Никколо М" Игоря Минтусова, Наполитана можно сравнить с Фрейдом в психоанализе, поскольку он был первым, кто назвал себя политическим консультантом, то есть, собственно, основал и обосновал эту профессию.
Для начала Джозеф Наполитан признался собравшимся, что самым лучшим периодом в его жизни была десятилетняя работа в качестве репортера - в США и во время путешествий по Европе. Денег, однако, платили мало ("Надеюсь, что у вас с этим получше!"), и в один прекрасный момент он открыл контору по связям с общественностью. "Через две недели появился господин, который сказал, что хочет избираться мэром города. И мы выиграли! Четыре года спустя я проводил кампанию против этого человека. И мы его побили! Это заставило меня подумать, что политконсультант действительно играет какую-то роль!"
Говоря о тонкостях своего бизнеса на современном этапе, Наполитан причислил себя к "вымирающему виду", поскольку занимается общим консультированием кампаний, тогда как давно уже наступила эра специализации: специальные люди занимаются созданием клипов для ТВ и радио, кто-то пишет политические биографии, кто-то изучает оппонентов, занимается рассылками и телефонными кампаниями, отдельные специалисты в США работают с этническими группами - афроамериканцами, испаноязычным населением и т.д.
Своей лучшей кампанией (хотя и проигранной!) Наполитан считает работу с кандидатом в президенты Губером Хэмфри в 1968 году. Тогда победил Никсон, но благодаря политтехнологу в рекордные сроки - за 7 недель - удалось снизить отставание Хэмфри с изначальных 7 пунктов до 0,7. "Казалось - еще чуть-чуть времени, несколько дней - и мы победим!"
Касаясь российского политконсалтинга, Джозеф Наполитан заметил, что ему приходилось общаться с прекрасными специалистами, включая, разумеется, присутствовавших - президента совета учредителей "Никколо М" Екатерину Егорову, президента Европейской ассоциации политических консультантов Андрея Булычева и Игоря Минтусова. До сих пор Наполитан пребывает под впечатлением от рассказа последнего о выборах в Монголии. "Ваша демократия молода, но вы уже можете научить многих, и скоро ваши специалисты будут работать по всему миру". Тем более, по единодушному мнению, технологии везде одинаковы - и "грязные" встречаются, и административный ресурс повсеместно пользуют. Главное не инструмент, а его использование. "Я не знаю, как избавиться от грязных технологий, кроме как наказывать в рамках закона тех, кто его нарушает".
В своей книге, о которой мы еще напишем на страницах "EL-НГ", Джозеф Наполитан подробно описывает проведенные им кампании. Вышла она 30 лет назад - в 1971 году в Нью-Йорке, однако актуальности и современности отнюдь не утратила. Тем более учиться можно и нужно по наиболее показательным образцам. К примеру, в офисе "Никколо М" имеется гравюра образца аж 1750 года, посвященная выборам в английском графстве Йоркшир. Все знакомо: партия тори подкупает избирателей! Вот уж не скажешь: о времена, о нравы.