На прошлой неделе в пресс-центре "Московских новостей" был представлен новый литературный конкурс "Русский Декамерон" (мы уже писали о нем в прошлом номере "EL-НГ"). За исключением драматурга Евгения Гришковца и писателя Андрея Битова, присутствовали все члены жюри: сценарист Рената Литвинова, писатель Татьяна Толстая, президент "Московских новостей" Александр Вайнштейн, поэт Сергей Гандлевский и режиссер Владимир Мирзоев.
Координатор конкурса Александр Михайлов представил членов жюри и вкратце описал сам замысел премии, призванной отметить лучшие современные истории про любовь, написанные на русском языке и ранее нигде не публиковавшиеся - причем в разных жанрах. Это роман, повесть, рассказ, пьеса и киносценарий. Предусмотрена первая премия - 15 тысяч долларов США и три специальные - по 5 тысяч долларов. Предваряя вопросы журналистов, Михайлов сказал, что существует премия на частные средства людей, "имена которых озвучивать пока рано", и привел аналогию с "Малым Букером", который финансировался анонимным (до поры) любителем русской литературы из Англии (был им, как известно, Френсис Грин - сын Грэма Грина). "Русский Декамерон" финансируют любители русской литературы, живущие в России ("Пока!" - усмехнулся Александр Вайнштейн), для чего создан специальный фонд "Русский Декамерон" (генеральный директор Милана Минаева).
Далее говорили члены жюри. Из пресс-релиза следует, что жюри хочет "прочитать современную историю про любовь, написанную по-новому, так, как никто еще не писал. Главное, чтобы эта история была интересной, волнующей, про наши эротические чувства и фантазии". А одна из задач "Русского Декамерона" состоит в том, чтобы "попытаться найти внятные эстетические критерии в этой во многом оказавшейся новой для современного российского искусства теме". Инициативу разъяснения критериев энергично взяла на себя Татьяна Толстая, сказав, что самое важное - это качество текста, самой литературы, "чтобы не писали разные клишированные какашки, как делают авторы любовных романов!". Далее рассказчица и романистка коснулась волнующей ныне писателей темы. Под смешки в адрес "Идущих вместе" Татьяна Никитична заявила, что "для нас такого понятия, как порнография, существовать не будет, потому что порнография обычно - это техническое описание занятий "этим". Порнографии мы не боимся и не стесняемся. Если бы она могла достигнуть каких-то высот, она бы и нам сгодилась. Но плохо написанные вещи мы отвергнем". Разницу же между "эротическим" и "любовным" произведением Толстая видит в том, что эротические вещи писать легко, а любовные - чрезвычайно сложно. А вообще "единственный критерий: нравится, не нравится... Спи моя красавица!".
Сергей Гандлевский высказался в том смысле, что сегодня он знает немало хороших поэтов и хороших стихов. "Но шедевров любовной лирики я не знаю. Что-то случилось, наверное, не с чувствами, но способами выражения. Может, премия как-то активизирует процесс?!" - прозвучал полувопрос-полупожелание. А среди жюри возникла мини-дискуссия: "Почему мы не включили в конкурс поэзию?" Татьяна Толстая предложила: "Так давайте включим!" Но все такого рода "технические" вопросы решено было проработать отдельно в ближайшее время.
Тему продолжил Владимир Мирзоев: "Жалко, нет у нас жанра поэмы, но есть пьеса, а пьеса может быть в стихах. Вдруг родится пьеса, которая будет одновременно поэмой?"
Рената Литвинова скромно сказала, что "со всем согласна", после чего Александр Михайлов резюмировал: "Состав жюри у нас очень хороший, но его все равно будут ругать!"
Остается добавить, что предусмотрена серьезная издательская программа, так что авторы неопубликованных любовно-эротических шедевров могут смело посылать их на конкурс: если денег и не дадут, то, может, хоть напечатают!