- Ваша новая акция - литературный конкурс. Еще одна премия - кому это нужно? Ведь премий сегодня раздается и так предостаточно. Неужели вы всерьез считаете, что премии как-то влияют на литературный процесс и благодаря им писатели пишут лучше?
- Мне кажется, влияют. Но не так прямо, как вы формулируете, а косвенно. Ведь сам по себе литературный процесс - дело скучное. Это же не шоу-бизнес. Сидит где-то писатель и пописывает, а читатель иногда почитывает. Вот и весь процесс. Премии его оживляют, драматизируют и делают привлекательным для сочувствующих и болельщиков. Литературе вообще присущ соревновательный дух. Писатели, как в хорошей гонке, попеременно захватывают лидерство, обгоняя друг друга на разных этапах. Но до поры до времени эта "гонка" никого, кроме самих писателей и нескольких критиков, не интересует. Премии же придают подспудному состязанию публичный характер: публику интересует, кто получит денежный приз. И это возбуждает ее и, может быть, даже заставит прочесть книгу победителя.
А нужна ли еще одна премия... Думаю, нужна, - ведь хорошего никогда не бывает слишком много. Смотрите: уже исчезли с лица земли такие динамичные и непредсказуемые премии, как Малый Букер и Антибукер. Их жаль. Они довольно часто попадали в самый нерв литературы. Остались лишь вальяжный Букер, маргинальный "Дебют" (в силу возрастного ценза маргинальный, а так - замечательный) да еще непонятно какой "Национальный бестселлер" - это те, что заняты текущей литературой. Остальные премии - слишком пафосны и предсказуемы и выдаются в основном за выслугу лет.
- Чем будет отличаться ваша премия от других, перечисленных вами? И почему у нее такое название?
- Не секрет, что азарт и упоение свободой в литературе времен перестройки плавно перетекли в застой и депрессию, которую чувствуют сегодня уже многие. Литература перестала зажигать. Книг издается как никогда много, а читать как никогда нечего. И вот на этом фоне не хватает вещи вроде "Декамерона" Боккаччо - каким он стал для своего времени. Даже сквозь архаичный канонический перевод Веселовского видно, какая это живая, искренняя и зажигательная книга. Суть "Декамерона" - это увлекательно рассказанная история. Чаще всего - история о любви, о любовных похождениях, о чувственных наслаждениях. О сексе. А о чем, как не об этом, интереснее всего читать.
Сегодня в моде другие вещи - новые технологии создания текста, концептуальный подход и прочая умственная "нечисть". Чувственное начало свелось к манерной ублюдочности дамских романов, показной грубости сексуальных сцен в новорусских боевиках и к примитивной нецензурной лексике, которую почему-то принято отождествлять с эротикой. Но это вещи совершенно нетождественные. Бесспорные эротические шедевры в русской литературе, какими являются, допустим, "Лолита" Набокова или "Темные аллеи" Бунина, безотказно пробуждают чувственность. И при этом написаны благоуханнейшим, изысканнейшим слогом. "Жезл мой страсти", "ее коричневая роза" - это не семнадцатый какой-нибудь век, это Набоков. И здесь нет ни старомодности, ни жеманства, ни ханжества.
Но "Лолита" и "Темные аллеи" давно прочитаны, а хочется прочитать волнующую любовную историю, случившуюся вдруг в наши дни. И рассказанную современным, живым, человеческим языком. Вспомните - "Декамерон" был когда-то написан "здесь и сейчас". И был написан "для развлечения и утешения дам". В результате историями, рассказанными без особых претензий, кто только не восхищался, включая Пушкина. Кто бы и нас так развлек и утешил! Надеюсь, что наш читатель, наевшийся "эротики и секса" в чудовищном исполнении массовых и кассовых авторов, еще не умер окончательно для этого самого секса и способен "почувствовать разницу". Сентиментальная и чувственная русская натура еще может откликаться на самые романтические и нежные "истории любви". Иначе почему тогда история любви несчастного горбуна к прекрасной цыганке из мюзикла "Нотр Дам", спетая традиционно-хриплым русским голосом, вдруг стала у нас народной песней? То-то же! Главное - чтоб слушатель (читатель, зритель - все равно) узнал себя и что-то свое собственное, сокровенное...
- В жюри конкурса "Русский Декамерон" входят не только писатели, но и представители других творческих профессий. С чем это связано?
- Это продиктовано тем, что для участия в конкурсе допускаются произведения на любовно-эротическую тему разных жанров: роман, повесть, рассказ, пьеса, киносценарий. А значит, и жюри следовало сформировать не только из писателей. Поэтому в него входят режиссер Владимир Мирзоев, драматург Евгений Гришковец, продюсер Александр Вайнштейн, Рената Литвинова - сценарист и актриса. А также Андрей Битов, Татьяна Толстая, Сергей Гандлевский.
В компетентности всех этих людей трудно усомниться. Хотя не помню случая, чтобы хоть какое-то жюри хоть какой-то премии не подвергалось в конце концов критике. Но у нас это все еще впереди.
Вообще проект "Русский Декамерон" рассчитан не на один год. При поддержке специально созданного фонда "Русский Декамерон" предполагается целая издательская программа, которая будет строиться на конкретных результатах конкурса. (Напомню, что принимаются только рукописи.) Именно поэтому в жюри входит вместе с другими такой успешный издатель и продюсер многих художественных проектов, как Александр Вайнштейн. Надеюсь, что найдут применение и пьесы и киносценарии, присланные на конкурс. Реальных планов много. И дело теперь за качественными произведениями.