Одновременно с большими и шумными презентациями, призванными дудением в волынки и выходом на арену живых классиков привлечь внимание к очередному прорыву в отечественной культуре, на ярмарке проходили и мероприятия менее заметные, без танцев, музыки и воздушных шариков - хотя классики и там бывали вполне живые, а толку для отечественной культуры, может быть, было и побольше. Одним из таких событий, по нашему мнению, стала прошедшая под вечер 6 сентября презентация новых книг издательства "Время".
Директор издательства Алла Михайловна Гладкова, выразив авторам "благодарность за соучастие", огорченно сообщила, что уже не первый год сразу несколько книг издательства "Время" попадают в списки номинантов на книжные премии, но в результате лауреатом всегда оказывается кто-то другой. Но, на наш взгляд, именно это и является лучшим комплиментом издательству, отбирающему авторов по качеству написанных ими произведений, а не по уровню рыночной раскрученности; обращающемуся к темам не наиболее модным и общедоступным, а к наиболее актуальным для действительно думающего читателя; издательству, тратящему на составление грамотного комментария больше сил и средств, чем на рекламу.
Известный литературный критик Андрей Немзер представил собравшейся публике (кстати, не такой уж малочисленной) сразу две книги: свою собственную, уже знакомую нашим читателям - "Памятные даты", и книгу отсутствовавшего на презентации саратовского прозаика Николая Якушева "Место, где пляшут и поют". Остроумные и парадоксальные, как обычно, определения Немзера в конце концов сводились к тому, что проза Николая Якушева - очень хорошая проза, а больше, собственно, ничего и не нужно.
Двухтомник дневников Давида Самойлова "Поденные записи" представляли сын поэта Александр Давыдов и один из авторов комментария Виктор Тумаркин. "Поденные записи" - книга очень сложная, дневники Самойлова для многих читателей оказались совершенно неожиданными и даже шокирующими. Александр Давыдов говорил именно об этом; о том, как трудно было ему, вроде бы близко знавшему своего отца, работать над расшифровкой текстов, как тяжело осознавать "степень одиночества и трагизма человека, всю жизнь творившего свой образ как образ "Дэзика", весельчака и гусара".
Рой Медведев, автор только что вышедшей книги "Владимир Путин - действующий президент", замечательно интересно рассказал о своей работе в жанре политического портрета и о политических биографиях вообще. "Я стараюсь больше писать о событиях, чем о личностях, - сказал он, - потому что о политиках писать трудно, они ведь совсем не такие интересные люди, как, например, писатели или даже художники", - и этим очень развеселил аудиторию.
Все выступавшие благодарили издательство за сотрудничество, за доброе отношение, за замечательное полиграфическое качество книг и за их художественное оформление. Оформление как заслугу главного художника издательства Валерия Калныньша следует отметить особо (и мы не преминем это сделать в ближайшее же время), пока же скажем лишь, что основные черты его стиля - не внешняя эффектность, а продуманность и сдержанность; поскольку эти же определения вполне можно отнести и к издательской политике "Времени" в целом, то придется констатировать полное совпадение формы и содержания, что для большинства художников книги является недостижимым идеалом.