На прошлой неделе книжный магазин "Москва", что на Тверской, открывая новый книжный сезон, заявил о начале акции, участниками которой могут стать около миллиона московских студентов и старшеклассников. Ее инициаторы - собственно магазин и Московский метрополитен - предлагают студентам приобретать книги со скидкой 5%. При этом обоснованием дисконта будут служить транспортная карта студента и единая социальная карта москвича для старшеклассников (9-11-е классы). Опросы покупателей, которые регулярно проходят в магазине, говорят о том, что в жизни молодежи книга уходит даже не на второй план: среди способов проведения досуга чтение стоит на седьмом месте. И дело это надо поправлять, что необходимо не только для перспектив бизнеса (ибо и так ясно, что будущих читателей-покупателей в сегодняшних условиях надо выращивать чуть ли не с пеленок), но и потому, что, по словам директора книжного магазина "Москва", президента Ассоциации книгораспространителей Независимых Государств Марины Каменевой: "Это не просто одна из маркетинговых акций. Мы говорим о любви к книге, с которой, к нашему искреннему сожалению, многие молодые люди сегодня просто не встречались. Мы надеемся, что наше начинание станет началом масштабной кампании".
А где теперь читают москвичи в отсутствие досуга, как не в метро? Начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев как читатель со стажем отметил, что "на протяжении десятилетий наше метро считалось самым читающим в мире, мы рады внести свою лепту в то, чтобы среди читающих пассажиров столичного метрополитена было как можно больше молодежи. Кроме того, я лично являюсь постоянным покупателем этого магазина еще со студенческих времен. Сегодня мы ходим сюда уже за книгами для внука..."
Правда, исследования показывают, что в основном молодежь сегодня рассматривает книгу как источник информации и развлечения, крайне редко обращая внимание на литературу, которая призывает к Вечным Ценностям. Например, опросы студентов говорят, что более 50% молодежи приходят в книжный магазин с тем, чтобы купить учебную литературу. Если 10 лет назад 95% студентов пользовались учебниками, взятыми в вузовских библиотеках, то сегодня эти библиотеки способны удовлетворить интересы лишь 15% респондентов. Интернет полностью заменяет учебную литературу лишь для 10% опрошенных. Подавляющее же большинство молодежи - почти 80% - покупают учебники в крупных центральных магазинах столицы.
В общем, отталкиваясь от учебников, которых в "Москве" более 1600, обращая внимание молодежи и на остальные 40 000 наименований книг, постоянно представленных в магазине, книжники, как подчеркивает Марина Каменева, хотят "стать законодателями новой моды в молодежной среде - моды на чтение". Стимул вполне в духе времени. По итогам учебного семестра будут определены самые читающие студенты и старшеклассники столицы. Студент, сделавший покупку на самую крупную сумму, получит приз - 30 000 рублей, вторая и третья премии составят - 20 000 и 10 000 рублей соответственно.
Кроме того, на Тверской открывается ночной книжный магазин: с 1 сентября "Москва" начнет работать в ночное время до двух часов. "Мы хотим создать место читающей тусовки, - продолжает Марина Каменева, - чтобы в нашем магазине назначали свидания, чтобы сюда приходили просто поболтать с друзьями о модном писателе или новом бестселлере. Мы привлекаем новых читателей, но не забываем и о наших постоянных покупателях, тех, кто занят днем и не может после работы попасть в наш магазин. Таких книголюбов среди политиков, бизнесменов, актеров в центре Москвы очень много".
Ну а "нецентровым" остается пожелать вовремя добраться до метро - и там, в вечном электрическом сиянии, наслаждаться очередной книжной новинкой.