Братьев Аркадия и Георгия Вайнеров знают большей частью по роману "Эра милосердия", по которому был поставлен знаменитый фильм "Место встречи изменить нельзя". Но на встрече с Аркадием Вайнером, которая состоялась в Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще 30 июля, об этом романе, равно как и о фильме, сказано было немного слов, так как Аркадий счел разумным посвятить этому отдельный вечер.
Встреча была построена как вечер вопросов и ответов. Один из первых вопросов, заданных на вечере, касался истории создания романа "Петля и камень на зеленой траве". Об этом романе герой дня сказал больше всего слов, что неудивительно - он был поворотным в творчестве братьев. Впервые он писался без внутренней цензуры. Как рассказывал Аркадий, требовалось, чтобы милиционера всегда изображали красивым, порядочным и честным, сам же он во время своей службы наблюдал абсолютно противоположное. Задуман же он был тогда, когда братья хотели уехать из страны, что было практически невозможно. Аркадий был следователем по особо важным делам, Георгий - членом-корреспондентом ТАСС за границей, отъезд власти расценили бы не иначе как предательство. В тот период (это было в начале 80-х) Аркадий и Георгий зарабатывали на жизнь публичными выступлениями в разных городах, в свободное от разъездов время занимались написанием романа. Главная тема - взаимоотношение правителей и народа. Кстати, одна из тем касалась преследования евреев в СССР.
Другие произведения - "Я следователь", "Визит к минотавру" - были реалистичны, но "без чернухи" (то есть без взрывов, мордобоя и кровопролития, что свойственно современным детективам).
Было сказано также несколько слов и о романе "Евангелие от палача". В нем было описано убийство Соломона Михоэлса.
Что привело Аркадия Вайнера к литературной деятельности? Как он сам рассказывал, большое значение имел опыт, приобретенный во время работы следователем. Братьев интересовал прежде всего вопрос о происхождении преступности.
Первая повесть, "Часы для мистера Келли", была напечатана в журнале "Современник", но, как заметил Аркадий, эта повесть успеха не принесла. Слава пришла при довольно забавных обстоятельствах. Когда Вайнеры выступали в Доме кино, одна из пришедших на вечер девушек приняла Георгия за Юлиана Семенова (у него была такая же борода).
И все же нашлось время, чтобы поговорить о фильме "Место встречи изменить нельзя". Как вспоминал Аркадий, на банкете, посвященном выходу книги "Эра милосердия", Высоцкий, который против обыкновения практически не пил, схватил книгу и ушел. На следующий день он позвонил, сказал, что книга замечательная и по ней можно сделать хороший фильм. Роль Жеглова он уготовил на себя. На эту роль предназначались другие кандидаты - Шакуров и Губенко. Высоцкий же сказал: "Я не сомневаюсь, что и Шакуров, и Губенко сыграют Жеглова лучше меня. Но вам нужен тот Жеглов, которого сыграю я". И действительно, благодаря Владимиру Высоцкому фильм "Место встречи изменить нельзя" приобрел популярность, которая не утрачена и по сей день, многие фразы из этого фильма стали крылатыми.
Задавали вопросы и на злободневные темы. Так, Аркадий признался, что он является противником отмены смертной казни в нашей стране. И это неудивительно - за годы службы пришлось насмотреться на многое.
Не была обойдена вниманием и религиозная тема. Один из зрителей задал вопрос: "Почему в ваших передачах на "Дарьял-ТВ" вы призываете евреев поверить в Иисуса Христа? Ведь вы еврей?" Отвечая на этот вопрос, герой дня проявил чувство юмора и находчивость. Ответ был таков: "Иисус Христос - тоже еврей. Один еврей поверил в другого".
Следует отметить, что на этом вечере Аркадий говорил не только о себе самом. Многое было сказано и о его дочери, Наталье Дарьяловой, основательнице канала "Дарьял-ТВ". Говорилось и о судьбе канала, который новые владельцы хотят превратить в "канал для молодых жеребцов" (это слова нового владельца канала). Сам Аркадий тяжело переживал это событие.
Один из фактов, лишний раз доказывающий популярность писателя, - написание его портрета художником Александром Шиловым, известным как автор галереи портретов знаменитостей. На предложение Шилова написать портрет Аркадий согласился сразу, что, безусловно, является данью уважения к художнику, но никак не проявлением тщеславия. Для написания портрета потребовалось восемь сеансов, время которых скрашивалось беседами. Говоря о личности А.Шилова, Аркадий отметил, что это образованный человек и интересный собеседник. Правда, при этом получившийся портрет он счел неудачным - ему показалось, что он несколько уродлив. Но, как заметил писатель, "что поделать, если я так выгляжу". Как всякому умному и интеллигентному человеку, ему не чужда самокритичность.
В ходе вечера традиции частично были нарушены: казалось бы, правильнее о детстве рассказать в начале. Но было решено сделать вечер вопросов и ответов, а вопрос о детских годах прозвучал именно в конце. Наиболее же интересный эпизод из детства - попытка вступления на литературную стезю. Юный Аркадий сочинил сказку и, как было принято, рассказал ее, встав на табуретку (дело было во время празднования его дня рождения). Когда он узнал, что такую же сказку написал Сергей Аксаков (сюжет был аналогичен "Аленькому цветочку"), Аркадий был страшно огорчен и дал слово, что "ноги его в литературе не будет". Но тем не менее он "оставил ногу" в литературе, что и было поводом для интересной встречи и, несомненно, будет поводом для будущих встреч.