Полтава... Очень емкое, очень знаковое название для любого культурного человека. Без разницы, живет ли этот человек в России или на Украине: Пушкин, Гоголь, Котляревский... Нынешний полтавский градоначальник Анатолий Кукоба любит аттестовать свой город в качестве "культурной столицы Украины". Только, судя по реальным делам, понятие "культура" для него ограничивается лишь архитектурными памятниками, детскими танцевальными коллективами да кукольным театром. Другая творческая деятельность (судя по реальному отношению к ней) находится за пределами восприятия полтавского мэра и его сподвижников.
В 1990 году Полтавская писательская организация, по численности разумеется, уступала Киевской или Харьковской. Но была вполне сравнима с Одесской или Днепропетровской. В городе работало одно из лучших украинских издательств. Писательская организация выпускала свой литературно-художественный журнал. В 1991 году к власти в городе пришел Анатолий Кукоба. Нет теперь в городе, называемом "культурной столицей Украины", ни издательства, ни литературно-художественного журнала. Некоторые из полтавских писателей сочли за лучшее перебраться в Киев или в Харьков. Именно они оказались наиболее востребованы на книжном рынке Украины. У Полтавской писательской организации, руководимой Анатолием Васильевичем Гальченко, осталось только скромное помещение. Пусть и в центральной части города. Несколько лет назад городские чиновники уже пытались забрать это помещение административным путем. Тогда не получилось. Комнатку удалось отстоять благодаря связям Анатолия Васильевича в Киеве (ряд известных украинских писателей и тогда, и сейчас являлись депутатами Верховной Рады).
31 марта на Украине прошли выборы в Верховную Раду, а также глав городских администраций. Представители других творческих союзов и общественных организаций достаточно дружно в газетах и на телевидении клялись в лояльности мэру. Мне как ветерану афганской войны (я посещал Полтаву в феврале) было особенно стыдно именно за отдельных "афганцев". Анатолий Васильевич не счел возможным присоединиться к этой компании. После выборов гражданская позиция Анатолия Васильевича Гальченко была по достоинству оценена местной властью. Писательскую организацию, как говорится, "поставили на счетчик". А именно, отрубили в помещении телефон и предложили оплачивать коммунальные услуги в занимаемом помещении как коммерческой организации. Логика городских властей проста - не получилось отобрать административно, придушим экономически.
Вспоминается товарищ Сталин, безраздельно властвовавший на одной шестой земного шара и любивший повторять, что "других писателей у него нет".