Отношения Николая Васильевича Гоголя со всякого рода тенями сложны и многообразны, они имеют свою давнюю и еще неоконченную историю; а фотография в конце концов не тень ли, зафиксированная на бумаге? Очевидно, именно поэтому новый проект фотохудожников Валерия Стигнеева и Вадима Гущина "Пространство Гоголя", представленный ими в Доме фотографии на Остоженке, 18, воспринимается совершенно органично; более того, у зрителя мгновенно возникает вопрос, почему до сих пор никто не догадался иллюстрировать Гоголя именно средствами фотографии. Хотя в названии выставки слово "иллюстрация" не упоминается, а в сопроводительном тексте авторы проекта осторожно заменяют его на "вольные фотографические композиции на темы гоголевских сочинений"; хотя именно гоголевскую прозу приводит в пример в статье "Иллюстрации" Юрий Тынянов в качестве доказательства своего знаменитого тезиса о принципиальной невозможности существования иллюстрации вообще - несмотря на все это, именно сочетание достоверности, присущей фотографии, с педантической буквальностью расшифровки образа создает визуальный ряд, абсолютно адекватный гоголевскому тексту с его невероятными ассоциациями и парадоксальными метафорами. Помещица Коробочка в виде шкатулочки с купчими бумагами оказывается гораздо убедительнее с детства знакомой агинской старушки. Псевдоним Гоголя - П.Глечик - становится совершенно естественным и логичным в виде горшка-глечика с торчащими из него вареными лапами петуха-гоголя.
Все это относится к центральной части проекта, скромно озаглавленной авторами "Вариации". Ее обрамляют две меньшие: "Шествие" - фотографии московских памятников литераторам, со всех сторон сходящихся на поклон к памятнику Гоголю, не советскому, толстомордому, а старому, работы Андреева, тому, что в шинели и с носом - и третья часть, в которой, разумеется, происходит нормальный гоголевский сюрреализм, а проще сказать - чертовщина. Эта часть представляет собой фоторепортаж об открытии этого самого андреевского памятника - открытии, устроенном дирекцией Библиотеки-музея Гоголя в прошлом году, через сорок с лишним лет после того, как памятник был отправлен на пенсию в тот самый дворик на Никитском бульваре, где благополучно стоит и до сих пор. Можете себе представить, какие удивительные персонажи - вернее, их тени - явились почтить своим присутствием такую замечательную церемонию! Во всяком случае, фотографы - как уже было сказано, профессиональные специалисты по теням - сумели их зафиксировать и представить на обозрение почтеннейшей публике.