- Леонид Леонидович, можно ли вообще реформировать язык?
- Язык реформировать нельзя. Язык развивается по своим внутренним законам, и, конечно, общество влияет на это развитие. Конечно, можно тем или иным способом воздействовать на изменение языка. Но никакие ученые, никакие люди не могут его реформировать. Язык - это то, с чем человек сталкивается еще в пренатальный период. Младенец ничего не говорит, но прекрасно воспринимает язык окружающих.
В Институте русского языка имени Виноградова есть сектор культуры речи. Ученые этого сектора издали специальное "Учебное пособие по русскому языку для членов Государственной Думы". Умение пользоваться языком - это умение говорить грамотно, понятно и убедительно. Причем желательно говорить на литературном языке, не используя сленг и арго.
- Как должен выглядеть урок русского языка в школе?
- Я бы предложил школьный урок разделить условно на три части. Одна часть - обучение письму, то есть правилам письма. Другая - обучение языку и словообразованию (омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, склонения, спряжения и т.д.). И, наконец, третья часть - это обучение детей риторике, то есть правильной и красивой речи. Сегодня, к сожалению, мало кто обращает внимание на речь, больше занимаются изучением правил грамматики, орфографией.
- Но мы привыкли к определенным правилам орфографии. Зачем же их менять? Какова вообще история вопроса с реформированием грамматики русского языка?
- Язык необходимо четко отделять от письма, от правописания. Язык и орфография - разные вещи. Написание, то есть орфографию, можно реформировать. Первая реформа была еще при Петре I, когда ввели гражданскую азбуку. До этого в кириллице были так называемые дублетные буквы, которые обозначали один и тот же звук. Например, было "и" восьмеричное и "i" десятеричное. Почему они так назывались? В древности не было цифр, поэтому буквы обозначали соответствующие цифры. Буква "А" обозначала цифру 1, "Б" - цифру 2 и т.д. А вот "И" обозначало цифру 8, "i" - 10. Дублетные буквы затрудняли правописание, некоторые из них просуществовали до 1917 года и постепенно исчезали из нашего письма.
В 1904 году в России была создана орфографическая комиссия из наиболее известных лингвистов, которые решили создать новые правила русского языка. Фортунатов - один из крупнейших русских лингвистов того времени, стоял во главе комиссии.
Споры в печати и дискуссии были очень горячими. В 1912 году был подготовлен проект новых правил орфографии. После смерти Фортунатова академик Шахматов продолжил его работу. В мае 1917 года, в период правления Временного правительства, этот проект изменений правил орфографии русского языка был утвержден. Сейчас многие говорят, что реформа орфографии 1917 года была выдумана большевиками. Это не так. Реформа была подготовлена языковедами раньше, а советское правительство лишь утвердило и ввело ее в жизнь. Какие же были изменения?
Изъяли букву "ять" - "Ъ" из алфавита, убрали "i" десятеричное, выбросили "фиту". На конце слов с твердыми согласными раньше писался твердый знак - "Ъ", например: столъ, домъ, комъ и т.д. Это правило было отменено.
Многие писатели выступали против изменений в правописании. Например, Александр Блок говорил, что если слово "лес" будет написано с буквой "е", а не с буквой "ять", то "для меня оно потеряет запах". А Иван Бунин, находясь в эмиграции, соглашался писать статьи в русский журнал, выходящий в Германии, только в том случае, если редакция будет придерживаться старой орфографии.
С 1930 года вновь начались обсуждения, как упорядочить письмо, как сделать так, чтобы исключений из правил было меньше. В 1956 году вышли "Правила русской орфографии и пунктуации". С тех пор прошло полвека. В русском языке появились новые слова, поэтому снова пришло время упорядочить их правописание.
- Но сегодня многие очень многие эксперты, в том числе журналисты и писатели, выступают против изменений в орфографии. Для кого же нужны изменения?
- Прежде всего для школьников, то есть для тех, кто учится писать. Большинство правил в русском языке непоследовательно, с большим количеством исключений. Задача лингвистов - облегчить обучение детей в школе. На уроках русского языка большая часть времени тратится на изучение правил правописания, а надо бы заниматься развитием у детей правильной, красивой речи.
Сегодня для многих школьников русский язык стал одним из нелюбимых предметов. Почему? Слишком много правил приходится заучивать, зазубривать, запоминать. Зубрежка - это засорение головы. Предмет русского языка в школьной программе нужно повернуть в другое русло - в сторону изучения русских классиков.
В 1962 году при Институте русского языка под руководством Виноградова создана орфографическая комиссия. Активно работал в ней известный лингвист Михаил Панов (он умер в ноябре прошлого года). Одно из достижений работы комиссии - создание нового "Свода правил русской орфографии".
В печати появились статьи литераторов и журналистов, которые не понимали ценностей этих предложений и высмеивали новые правила. Упорядочение нашей орфографии в 1964 году не прошло. Сегодня у лингвистов снова возникает та же проблема - облегчить и усовершенствовать письмо.
В некоторых вузах экзамен по русскому языку нужен только для того, чтобы отсеять абитуриентов. Слишком завышенные требования мешают, а не помогают. Этого нельзя допускать. Необходимо снизить требования не к языку, а к спорным случаям. Конечно, нельзя разрешать писать слово "корова" через "а", но в спорных случаях, например, в слове "пловец" можно допустить писать и через "а". В данном случае ученик вполне может ориентироваться на общее правило, которое существует для большинства случаев, - проверка ударением. В слове "плавать" ударение падает на "а" в первом слоге? Значит, и слово "плавец" можно допустить написать с "а".
В 90-е годы прошлого века в Институте русского языка вновь была создана орфографическая комиссия, которая пытается упростить некоторые правила написания.
- Кто входит в орфографическую комиссию?
- Учителя из Москвы и Санкт-Петербурга, работники редакций, ученые из Института русского языка РАН, а также орфографическая комиссия подготовили проект нового свода правил. И что же в итоге произошло?
Свод правил стал обсуждаться в печати. Многие журналисты не поняли сути и стали писать, что это реформа языка. Никакая это не реформа. Новый свод правил - это всего лишь некоторые предложения по усовершенствованию уже существующих правил. Их немного. Например, слова "парашют" и "брошюра" предлагается писать с буквой "у", а слово "жюри" оставить с прежней орфографией. Сейчас слово "пол" пишется либо слитно, либо через дефис: "полмандарина", "полмешка", но пол-апельсина, пол-Москвы, пол-лимона. В своде предложено писать слово "пол" во всех случаях через дефис. Есть и другие небольшие изменения. Но это же не реформа языка!
Мне трудно понять и оценить работу многих организаций и центров, которые занимаются русским языком. Так, мне известно, что в Госдуме Российской Федерации создана комиссия по русскому языку из тех, кто абсолютно ничего не понимает в проблемах русского языка.
- Недавно Людмила Путина в интервью "Российской газете" заявила: "Очень многие говорят, что эта реформа затрагивает только орфографию. Но это не совсем так. Я внимательно изучила предложения, выдвинутые орфографической комиссией: изменения, если они будут осуществлены, затронут и грамматику, и лексику. Свое мнение на этот счет я уже высказывала..."
- К словам Людмилы Путиной прислушиваются, это видно. Она - супруга президента России. С моей точки зрения, то, что она заявила весной нынешнего года на совещании в Санкт-Петербурге, неправильно. Она орфографию смешала с языком, а письмо и язык - это разные вещи. Орфография - это только отражение языка в письменной форме.