В клубе "Дума" прошел творческий вечер Василия Аксенова. В жарком подвале, куда вот-вот хлынула бы с улицы вода страшного ливня, Аксенов начал рассказывать медленно, степенно - как и полагается настоящему классику.
Он говорил о своем путешествии в Биарриц, и сразу же стало понятно - к чему. Аксенов купил в Биаррице, местности, которая давно уже приклеена к русской литературе, собственный дом. Теперь он будет жить несколько ближе к России.
Впрочем, Аксенову осталось прочитать в Америке еще два семестровых курса, и он забавно говорил о своих студентах. Студенты были разные - даже один летчик-истребитель и девушка из спецназа. Бывшие военные писали своему преподавателю письменные работы - отчего-то выбирая творчество Мейерхольда.
Заговорили о московских литературных скандалах, о правом и левом экстремизме, и тут писатель еще раз подчеркнул свою умеренность, сравнивая ситуацию с западной.
- Я не в восторге от тамошних правых, мне скорее нравятся тамошние левые. Ну тамошние левые не совсем левые, и не совсем я от них в восторге.
Спросили его и об атаке Войновича на Солженицына. Аксенов, несколько развеселившись, ответил цитатой из Козьмы Пруткова:
"Мне нравятся очень обои!" - Сказал им и выбежал вон.
На всех вечерах, которые устраивает куратор "Крымского клуба" Игорь Сид, разговор так или иначе касается Крыма. Аксенов, который одним из первых ввел в русскую литературу XX века жанр альтернативной истории, продолжает любить этот полуостров, как и много лет назад: "Крым тогда вызывал во мне обманчивое чувство побега".
И сейчас писатель считает себя "гражданином "Острова Крым", но при этом иногда мечтает о какой-то суверенности Крыма под эгидой Украины и России.
Мероприятие было спокойным, неторопливым, умеренным, как и вся литература, ставшая классикой и не нуждающаяся (или делающая вид, что не нуждается) в ажиотажном интересе.