Еще одно событие мирового значения прошло без нашего участия. На этот раз речь идет не о футболе, а о явлении мировой культуры под названием "Русская авангардная книга". Именно так (THE RUSSIAN AVANT-GARDE BOOK. 1910-1934) была названа выставка, прошедшая недавно в нью-йоркском Museum of Modern Art (МоМА).
Предыстория выставки такова - в январе 2001 года Фонд Юдифь Ротшильд сделал МоМА экстраординарный (как писала тогда мировая пресса) подарок, передав 1100 книг русского авангарда, среди которых работы Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Александра Родченко, Густава Клуциса и многих других представителей русского авангарда (одной из главных задач фонда американской художницы Юдифь Ротшильд (1921-1993) является пропаганда творчества художников, недостаточно оцененных при жизни).
Таким образом, нью-йоркский музей стал обладателем самого полного собрания русской авангардной книги. Украшением коллекции, несомненно, являются детские книжки на идиш, изданные в 1918-1923 гг. и оформленные Эль Лисицким и Марком Шагалом. Эти издания настолько редки, что некоторые из них до настоящего времени были едва известны даже специалистам по русской авангардной книге.
Для настоящей выставки было отобрано 300 экспонатов, которые составили три большие темы экспозиции: "Пощечина общественному вкусу" (1910-1924), "Перестроить мир!" (1916-1933) и "Строительство социализма" (1924- 1934). А в генеральном плане содержание выставки лучше всего отражает заголовок статьи Дж. Яначека из каталога этой выставки - "Крученых против Гутенберга".
К сожалению, на родине этих книжек эпохальная (ибо трудно подобрать иное слово) выставка прошла практически незамеченной.
Кстати, 13 июня, уже после закрытия выставки в МоМА, Фонд Юдифь Ротшильд сделал подарок нашему Русскому музею - две книги Эль Лисицкого и Марка Шагала. И здесь невозможно не задать коварного вопроса: а не соответствует ли размер этого подарка нынешнему значению России в современной мировой культуре?