0
1029
Газета Факты, события Интернет-версия

04.07.2002 00:00:00

Куча возможностей в 20 лет

Тэги: денежкина, премия, бестселлер


- Один из главных идеологов премии "Национальный бестселлер" Виктор Топоров любит напоминать о ее девизе "Проснуться знаменитым". В вашем случае - единственном, пожалуй, за два года - так и случилось. Было такое ощущение?

- У меня рецензии на рассказы стали поступать задолго до премии - на сайте "проза.ру" (www.proza.ru). Поэтому я уже привыкла слышать о себе разные отзывы. "Знаменитость" состоит только в том, что бегаешь вот, как лошадь, по Москве - по всяким интервью. А чего-то такого особенного, ощущения, что я крутая, знаменитая, - этого нету.

- Ну, рецензии на "проза.ру" - это одно дело, локальное, так сказать. Там люди сами публикуют, сами друг друга читают, друг про друга пишут. А тут все-таки - телевидение, газеты. Что-то глобально изменилось с вхождением в шорт-лист самой, наверное, скандальной на сегодня общероссийской премии?

- Ну, нет. Приятно просто было. А чтобы ударило в голову, чтобы я заболела "звездной болезнью" - такого нет.

- Тогда логично спросить: с чего началось-то? Все это писательство?

- У меня дедушка - сейчас он на пенсии - был главным инженером в Средне-Уральском книжном издательстве, которое печатало тогда очень много книг - и не только, конечно, екатеринбургских авторов. Мама там же была юрисконсультом. Все контрольные экземпляры книг оседали у нас дома. Поэтому, когда мне лет пять-шесть было, наверное, мне зачем-то сказали: если ты напишешь книгу, дедушка ее опубликует. И я сразу стала писать книжку про каких-то двух мальчиков, которые ловили воров. Поэтому сам факт был уже тогда: целая исписанная тетрадь с большими нарисованными картинками. И подпись: "Рисунки автора"... Ну а потом, лет в 14-15, захотелось что-то писать для себя, запоминать. И все увиденные события пришлось описывать во всяких разных рассказах. Дальше я поступила на первый курс факультета журналистики - и занятие это стало более осмысленным. Хотя по-прежнему все это читали только я и максимум две мои подруги. А где-то на третьем-четвертом курсе - меньше года с тех пор прошло, осенью прошлого года это было, кто-то дал мне ссылку на "прозу.ру", где можно было размещать свои вещи. Разместила. Правда, под псевдонимом - чтобы, если это гадость, не позорить фамилию.

- А что за псевдоним?

- "Сестра Нигера".

- Это не тот ли Нигер, который фигурирует в повести, открывающей книжку, давшей ей название и, на мой взгляд, самой лучшей - "Дай мне!"?

- Да, да, это все непосредственно связано... Отчасти там есть автобиографические подробности, отчасти придумано. А Нигер, Ляпа, Волкова, Деня - Денис, парень, который приехал из Чечни, группа "BANDерлоги" - это все реальные персонажи. Подруга моя Волкова, кстати, очень обижалась, что я ее выставила такой "продажной" женщиной, которая любит пожрать и потратить побольше денег чужих. Но когда ее подруги прочитали, они сказали: "Волкова, это про тебя же, это же здорово!" И она как-то приутихла...

Словом, поместила я свои рассказы на "прозу.ру", все стали писать хвалебные рецензии, и один из редакторов сайта (а может, не редактор, я точно не помню), Данила Александров, порекомендовал номинировать меня на премию своему другу Станиславу Зельвенскому. Зельвенский номинировал - и пошло-поехало. Так что, когда уже стали делать книжку, пришлось и от псевдонима отказаться - блеснуть фамилией.

- Родители, кстати, читали книжку?

- Я всем родственникам раздала книжки. Мама боялась читать сначала. Боялась, что ей не понравится. А сейчас, говорит, читаю - и не могу оторваться! Это ведь, говорит, все автобиографично? Я сразу: нет! Все придумано!..

- В "Дай мне!" действие происходит в Питере, а люди, насколько я понял, - ваши друзья екатеринбургские?

- Половина екатеринбургских, половина питерских - просто я перенесла место действия. Мне кажется, Питер - город более интересный. Есть по крайней мере куда сходить. А в Екатеринбурге - только центр, парочка тупых клубов - и все. Повествованию негде развернуться. Для этого рассказа нужно было что-то большое, модно-прогрессивное. Более того, большая часть подлинных событий происходила именно в Питере. Когда, например, мы приезжали туда летом на две недели гулять с вышеупомянутой женщиной Волковой и Ляпой.

- Во всех ваших вещах - и в "Дай мне!", и в "Song for Lovers", и в прекрасном, по-моему, рассказе "Валерочка" - про детишек в летнем лагере и их разборки, везде совершенно отсутствует старшее поколение. Только молодежь, подростки, а родители - как какой-то отдаленный фон. Вы думаете, старшим неинтересно молодое поколение или вам на них наплевать?

- Почему я вообще стала все это писать? Мне казалось, что очень мало литературы, которую я сама люблю читать - про молодежь. Про тетек и дядек мне читать неинтересно. Когда в 40 лет идут какие-то женские метания от одного грузчика к другому слесарю - это меня не очень привлекает. И писать я об этом не могу: нужно ведь что-то придумывать, раскладывать по полкам, чужой опыт брать. А молодежь - она такая... молодая, стройная, высокая, веселая, красивая!

- Нет, я имею в виду, что ваша молодежь, она совершенно не пересекается с другими пластами - и социальными, и культурными.

- В общем, да, не пересекается скорее всего. Хотя дети не могут просто так жить, одни, и родители у них должны быть. Но родители присутствуют у меня именно как некая должность - и действительно фоном. А писать об их взаимоотношениях с детьми - это некая педагогика. Мне это не очень интересно: мама не пустила туда-то и туда-то, какая трагедия! Все это сто раз уже было.

- А какая у вас аудитория?

- Молодежь. Люди от 16 до 25 лет. И мои друзья.

- Но, как у вас описано, молодежь-то эта тусуется, музыку играет, пьет - портвейн, пиво или джин в зависимости от возможностей и т.д. Книжкам там особенного места нет.

- Молодые люди сейчас все-таки читают. Другое дело, что в рассказе описывать, как Вася сидит с книжкой и у него любимый литературный герой такой-то, трали-вали, - это все как-то искусственно.

- Сейчас была презентация вашей книги. Люди (те самые дядьки-тетьки) подходили, говорили: такая молодая! Какие по этому поводу чувства?

- Гордость, конечно. Комплиментов мне наговорили! Хорошо, что не в 40 лет вышла книжка - а сейчас, в 20 лет, когда у меня куча возможностей. Вот, к примеру, я учусь на журналистике - мне надо практику проходить, где-то работать. У нас в Екатеринбурге нет мест, где я хотела бы работать. А сейчас, написав книжку, я езжу в Москву, в Питер, и ко мне уже поступают разные интересные предложения. Не напиши я книжки - ничего бы этого не было.

- У вас есть как раз рассказ - "Исупов", который начинается так примерно: "Я учусь на журфаке. Хотя совершенно не представляю, чем буду заниматься после его окончания". Потому что, мол, вы это дело не любите.

- Да, это сущая правда! Безумное дело - расшифровывать интервью. И я думаю, никто не любит делать то, что ему не нравится. Но когда это было написано - на втором курсе, меня посылали обычно общаться с какими-то толстыми, потными дядьками по вопросам типа: как прошло заседание профактивов вузов такого-то числа?.. Это вообще чушь какая-то. А так, мне нравится журналистика как возможность делать что-то свое. Мы, например, сами с однокурсниками - всего человек пять - издаем студенческую газету "Студень". И пишем мы то, что интересно читателю - опять-таки молодежи. Причем тема может быть вполне серьезной. Мы проводили, например, небольшое расследование: может ли вообще жить молодая семья студенческая, могут ли молодые люди купить себе квартиру? Понятно, что больших денег у молодежи нет, но можно ли выплачивать, например, по частям? Выяснилось, что никаких кредитов никто, конечно, дать не может. И вообще ипотека у нас - дохлое дело... Писали и про скинхедов - в том смысле, что, когда были погромы в Москве, их настолько разрекламировали, что теперь быть скинхедом стало просто модно. Такая журналистика мне нравится. А когда редактор хочет сам не знает чего, да еще орет на тебя... Я вообще считаю, что руководить должен не какой-нибудь старый хрен, а нормальный такой, молодой!

- Какие литературные предпочтения у вас?

- Виктория Токарева. Тэффи. Владислав Крапивин - это наш, екатеринбургский писатель. Еще я любила и люблю читать журнал "Юность". Назову, например, Галину Щербакову, Анатолия Алексина.

- А из современной?

- Что друзья порекомендуют. Принесли вот "Больше Бэна" Сакина и Тетерского - я почитала, ничего, смешно написано. Или "Вчера умер Коля" - это тоже Сакин написал: там, правда, не до конца написано - и заканчивается на самом интересном месте: как он соблазняет девушку.

- Слушайте, у вас в книге - море любви. Но, разумеется, не всем понравится, что там постоянно пьют, тусуются, трахаются. Ответьте уж, почему?

- Потому что прикольно. Надо же чем-то им заняться. Там любви навалом - но помимо нее еще что-то должно быть. Сидела бы девушка весь рассказ на диване - и страдала. А тут - такое поле для действия!

- Насколько я понимаю, все, что написано, уже опубликовано. Что теперь?

- Ну, будем двигаться дальше, набираться жизненного опыта, общаться с умными людьми - но только с нормальными, которые не пихают свое мнение, размахивая кепкой. Мне интересны люди, у которых есть заморочка какая-то в жизни. Мне толкинист, на старости лет бегающий с мечом по лесу, интереснее, чем какой-нибудь мужик в пиджаке, который учит жизни.

- А что, пиджак - это символ какой-то?

- Нет, просто есть пиджаки нормальные, а есть стремные. Как члены правительства с морщинистыми рожами.

- Какой-то круг литературного общения у вас есть?

- Я считаю, что с писателем не нужно общаться - нужно просто читать его книжки. А если ты с ним пообщался, то по-другому начинаешь относиться и к книгам. Например, Владислав Крапивин мне нравится. Но после того, как моя мама, которая работает в издательстве и общается со всеми авторами, рассказала мне, как он приходит, скажем, за гонораром, - я уже отношусь к нему приземленно. А писатель должен быть загадочным.

Я вот в детстве хотела стать писателем - чтобы ко мне подходили и подписывали книжки. И чтобы обязательно было написано: "Рисунки автора". Я ведь очень люблю рисовать. В интернете есть мои рисунки, на нашем екатеринбургском сайте www.timus.ru - трахающиеся жирафики всякие, хомячки, крыски. Но и не только. Это ведь смешно, и поэтому люди прикалываются.

- А вы добрый человек?

- Да. Но гадости делать люблю!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1158
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2992
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2104
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1673

Другие новости