В течение трех жарких июньских дней - с 5-го по 7-е - в Институте философии РАН, что на Волхонке, проходила Первая московская международная конференция по сравнительной философии. Ее главной темой была "Философия морали в контексте многообразия культур".
Гостей съехалось много, причем довольно именитых и, можно сказать, со всего света - из Америки, Великобритании, Германии и Франции, из Ирана и Китая, Индии, Малайзии, Латвии, Сирии. Самым известным для российской интеллектуальной публики гостем был профессор Стэнфордского университета, заядлый постмодернист и пророк нового прагматизма - так его называют на родине, в Штатах, - Ричард Рорти. Разумеется, было много россиян. А директором-президентом этой конференции (как, кстати, и двух предыдущих) была доктор философских наук, зав. сектором восточных философий ИФРАН Мариэтта Степанянц.
Конференции по сравнительной философии проводятся уже давно. Первая была организована в 1939 году Чарльзом Муром, в ту пору руководителем кафедры философии в Гавайском университете, и посвящена она была сопоставлению Востока и Запада. Затем компаративистские съезды устраивались с периодичностью примерно раз в десять лет. Лозунг этих конференций остается неизменным: западная культура и восточная культура - близнецы-сестры, их внешняя непохожесть - лишь повод для искусных аналогий, которые могут и должны открыть внутреннюю онтологическую близость Востока и Запада.
Не сказать, чтобы Восток был в восторге от такой перспективы: тут пахнет очередной экспансией западных рационалистических ценностей. Но как следует из докладов европейцев и американцев - к примеру, того же Ричарда Рорти, - и представители западной цивилизации скептически относятся к возможности глобального философского и культурного синтеза. А потому предпочитают говорить не о создании глобальной этики, а о насущных проблемах современного западного общества. Например, об упадке искупительной истины и подъеме литературной культуры (Ричард Рорти) или о идее переселения душ в XXI веке (Мишель Юлен, Сорбонна). Подробнее об этом - в следующем номере, где мы представим вашему вниманию интервью самого Ричарда Рорти и организатора Мариэтты Степанянц.