"Национальный бестселлер", о котором так долго твердил "EL-НГ", вручили. В пятницу в Зимнем саду питерской "Астории" Александр Проханов, его издатель Александр Иванов и номинаторы романа "Господин Гексоген" Игорь Зотов и Олег Пащенко отписали причитающиеся им 10 тыс. долларов в фонд поддержки Эдуарда Лимонова.
Было так. Собравшиеся - местные, питерские, и понаехавшие из Москвы и иных весей - приняли поначалу на грудь шампанского (ясное дело, дорога была нелегкой - с идеологическими, так сказать, спорами).
Дальше расселись. В красном углу - организаторы премии во главе с Виктором Топоровым, слева - малое жюри, а финалисты-номинаторы - на лобном месте, пред сценою. Где осуществлял конферанс Артемий Троицкий (заигрывал, естественно, с девушками). После положенных слов от хозяев начали голосовать: на специальной досточке были начертаны фамилии соискателей, против которых члены жюри должны были выставить крестики. Выставили. Соответственно.
Актриса Юлия Ауг - за Дмитрия Бортникова ("Синдром Фрица"). Политик Ирина Хакамада (заочно - через представителя) и музыкант Сергей Шнуров - за Ирину Денежкину ("Song for Lovers"). Прошлогодний лауреат Леонид Юзефович - за Сергея Носова ("Дайте мне обезьяну"). Кинокритик Михаил Трофименков - за Александра Проханова. Как, естественно, и его главный заединщик по "Дню/Завтра" Владимир Бондаренко.
За Олега Павлова ("Карагандинские девятины") и Ольгу Славникову ("Бессмертный") креста никто не черкнул, слова не молвил. Хотя вообще-то, как выразился Шнур, выходя ставить свою галку: "Все тут пели дифирамбы, а я просто голосую". Лаконично.
Как видим, сложилась ситуация двух голосов за двух финалистов. Для решения проблем такого рода специально существует почетный председатель жюри, каковым был банкир Владимир Коган. В прошлом году он голосовал за Проханова. Как проголосовал в этом - вы поняли.
Сам Александр Проханов вполне искренне и даже проникновенно поблагодарил собравшихся и - см. выше - призвал всех писателей и творческих людей поддерживать друг друга в трудную минуту. Мол, если не мы - то кто?
Кто-то поморщился. Кто-то перемигнулся. Кто-то зааплодировал. Мы, ясно, за-а...