0
710
Газета Факты, события Интернет-версия

16.05.2002 00:00:00

Автора!

Тэги: матецкий. авторский совет


- Чем, собственно, занимается РАО?

- Действие авторско-правовых обществ возникает в том случае, когда нет возможности собрать автору вознаграждение отдельно. Авторское общество представляет всех своих членов сразу - например, в случае с телеканалом (передачи которого включают массу музыкальных, текстовых кусков). Распределяются деньги в соответствии с так называемыми cue-sheet (то есть некой бумаги, где указано, когда шел тот или иной фильм, сколько в нем звучало музыки, какой она носила характер и т.д.).

- То есть на каждом телеканале, радиостанции есть специальные люди, которые этим занимаются?

- Разумеется. И чем тщательнее составлены сопроводительные документы, тем легче распределить деньги между правообладателями.

- Стало быть, в теории в каждом ресторане где-нибудь на Дальнем Востоке сидит специальный человек и фиксирует каждое исполнение песни "Лаванда" композитора Матецкого?

- На самом деле практика такая существует. Надо сказать, что в свое время так называемые ресторанные рапортички приносили авторам популярных песен существенную часть дохода. Соответственно и музыка была ориентирована на ресторан. Многие композиторы и авторы текстов, которые удачно работали в этом жанре, получали серьезные деньги. Сейчас основную долю гонорара составляют деньги, приходящие c радио и телевидения - как и в большинстве стран мира. Правда, в отличие от ведущих стран, где существенное часть авторских отчислений составляет мехзапись, у нас с этим дело обстоит плохо. Причина - пиратство. По данным IFPI, официальная доля пиратства составляет в России 90%. Мы входим в тройку ведущих стран-пиратов, в разное время уступая только таким странам, как Пакистан и Индия. Поэтому собрать деньги за мехзапись очень трудно. Если ввести сейчас федеральную марку, то возможен определенный прирост - и это недавно обсуждалось.

- Что имеется в виду?

- Ну, условно говоря, оклеивание носителей специальными федеральными марками. Это всегда болезненный вопрос: а будет ли это вообще работать? С другой стороны, если говорить о борьбе с пиратством в целом, то одной меры, которая бы взяла и его "выключила", не находится. Чтобы реально остановить этот процесс, недостаточно ни силовых, ни экономических, ни законодательных моментов - должен быть целый комплекс мер.

- А РАО что делает в это направлении?

- Дело в том, что РАО не является организацией, которая борется с пиратством. Есть такие организации, как РАПО - Российская антипиратская ассоциация, есть организации которые получают финансирование с Запада на борьбу с пиратством (в том числе, и с видеопиратством) и так далее. РАО в этом отношении - звено в цепочке.

И, разумеется, многие вопросы, связанные с пиратством, касаются РАО непосредственно. Но это не хождение на Горбушку и всякие маски-шоу: для этого есть другие организации.

Авторское общество в любой стране существует только для сбора и распределения гонорара. Надо сказать, что этой работы хватает для РАО с избытком - и осуществить ее в полном объеме уже трудно.

- А какая-то правовая поддержка авторов предусмотрена?

- Разумеется. Но надо понимать, что РАО представляет всех авторов сразу. Это не та организация, куда можно прийти и сказать: вот я видел, как мою песню играют не те, кому надо, разберитесь с этим. РАО не занимается этим. Кстати, и юридические службы западных авторско-правовых обществ занимаются глобальными вопросами: взаимоотношением авторско-правового общества с пользователями. Это, например, лицензирование репертуара и масса других вопросов, возникающих, скажем так, на глобальном уровне. Что касается частных вопросов - то никто, кстати говоря, не отменял юридическую практику.

- То есть суд, адвокат и т.д.?

- Конечно! Даже если бы мы хотели, мы не смогли бы представить в суде интересы 14 тысяч наших членов. Тем более представить их индивидуально. Дело в том, что автор, подавая некий иск, соизмеряет свои требования с уроном, который ему нанесен, с существующими реалиями.

- Вы сами-то как часто становитесь жертвой пиратства?

- Каждый день! Самая распространенная история, которая сейчас существует, - это использование музыки в рекламе. То есть приделывание своей картинки к известной музыке, а то еще и текста. Это называется нарушением права на синхронизацию. Неоднократно я слышу, как мои произведения используются в рекламе чего угодно. Но, как я уже говорил, это вопрос частный. Можно подавать в суд, можно не подавать. Так как я являюсь автором действующим, я предпочитаю не подавать, а просто двигаться дальше. Если же это приобретает такой тенденциозный характер, делается "с особым цинизмом" - я подключаюсь.

- Таким образом, служебное положение в личных целях не используете? Зачем вы вообще заняли эту должность?

- Я не занял - меня выбрали. Хотя вопрос вообще-то интересный. Нужно все это для того, что так устроено РАО, сама структура этой общественной организации. Она выбирает Авторский совет, состоящий из 25 человек, тот, в свою очередь, - президента. Президент Авторского совета назначает председателя правления, который осуществляет оперативное хозяйственное управление организацией. Организация довольно большая, и, надо сказать, престиж такого рода структур во всем мире очень велик. В свое время, будучи еще вице-президентом РАО, я был в Вашингтоне на съезде авторских организаций всех стран мира. Завершился он большим приемом в Белом доме. Клинтон очень тепло со всеми общался, был концерт и замечательный вечер.

- Что является конечным выражением авторско-правовых обществ?

- Конечно же, количество собранного гонорара для своих и зарубежных авторов. У нас дело идет, к счастью, с положительной тенденцией. Не знаю, стоит ли об это писать, но в Японии JASRAC собирает около миллиарда долларов (для всех авторов, не только японских), Польша - около 55 миллионов долларов, мы - около 10 миллионов. Очень много собирает Америка, где вообще два авторских общества.

- Но это говорит не о том, что тамошние аналоги РАО лучше работают, но скорее об уровне потребления, о разработанности законодательства и т.д.

- На самом деле это говорит об очень многом. И об уровне пиратства, и об экономической ситуации. Вот когда говорят о нашем уровне пиратства, то умные иностранцы понимают, что заставить людей покупать компакт-диски по 18 долларов - просто нереально. Когда можно купить за 60 рублей, то есть за два доллара. По Горбушке толпами ходят сотрудники всех посольств и выгребают звуконосители и компьютерные программы в огромном количестве - то есть начинают в России играть по русским правилам.

- Есть ли какие-то цифры о реальной емкости аудиовизуального рынка, который, как я понимаю, вам ближе?

- К статистике в этой области я отношусь с некоторой осторожностью, и тем не менее, по некоторым оценкам, аудиовизуальный рынок (включая и DVD, и CD, и аудио-, и видеокассеты), оценивается в России примерно под миллиард долларов.

- Вы говорили, что РАО - звено одной цепи по борьбе с пиратством. А каковы, скажем так, другие звенья?

- Есть Межведомственная комиссия при МПТР, где представлены и силовые структуры, и крупные пользователи, компании и заводы-производители, которые являются серьезной картой в этой игре, фирмы грамзаписи, телевидение, радио и т.д. Как раз последним важным моментом на комиссии было обсуждение федеральной марки - и было оно очень бурным и неоднозначным...

- И все-таки не могу понять, зачем вам, популярному, действующему композитору, еще и обременительная должность?

- Кривая вынесла! На самом деле это нагрузочный момент. Но ситуация складывалась объективно. Дело, во-первых, в том, что я неплохо знаю английский язык. Во-вторых, у меня есть собственный опыт - произошедший во время работы с музыкой к фильму "Маленькая Вера". Фильм этот пошел в 90 странах, и возникли кое-какие правовые вопросы.

- Сейчас многие деятели шоу-бизнеса - от Барри Алибасова до Людмилы Гурченко и Льва Лещенко - пишут книжки. У вас нет такой идеи?

- Да, много людей выпустили книги. И они не все равноуспешны. Мне понравились мемуары Гурченко, вышедшие несколько лет назад, - где описывается Харьков, война... Некоторые книжки мне не понравились. А кое-какие написаны по причинам, мне не вполне понятным. Но об этом, наверное, не надо. Что касается меня, то я пока не созрел.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1256
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3125
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2223
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1779

Другие новости