- Чем, собственно, занимается РАО?
- Действие авторско-правовых обществ возникает в том случае, когда нет возможности собрать автору вознаграждение отдельно. Авторское общество представляет всех своих членов сразу - например, в случае с телеканалом (передачи которого включают массу музыкальных, текстовых кусков). Распределяются деньги в соответствии с так называемыми cue-sheet (то есть некой бумаги, где указано, когда шел тот или иной фильм, сколько в нем звучало музыки, какой она носила характер и т.д.).
- То есть на каждом телеканале, радиостанции есть специальные люди, которые этим занимаются?
- Разумеется. И чем тщательнее составлены сопроводительные документы, тем легче распределить деньги между правообладателями.
- Стало быть, в теории в каждом ресторане где-нибудь на Дальнем Востоке сидит специальный человек и фиксирует каждое исполнение песни "Лаванда" композитора Матецкого?
- На самом деле практика такая существует. Надо сказать, что в свое время так называемые ресторанные рапортички приносили авторам популярных песен существенную часть дохода. Соответственно и музыка была ориентирована на ресторан. Многие композиторы и авторы текстов, которые удачно работали в этом жанре, получали серьезные деньги. Сейчас основную долю гонорара составляют деньги, приходящие c радио и телевидения - как и в большинстве стран мира. Правда, в отличие от ведущих стран, где существенное часть авторских отчислений составляет мехзапись, у нас с этим дело обстоит плохо. Причина - пиратство. По данным IFPI, официальная доля пиратства составляет в России 90%. Мы входим в тройку ведущих стран-пиратов, в разное время уступая только таким странам, как Пакистан и Индия. Поэтому собрать деньги за мехзапись очень трудно. Если ввести сейчас федеральную марку, то возможен определенный прирост - и это недавно обсуждалось.
- Что имеется в виду?
- Ну, условно говоря, оклеивание носителей специальными федеральными марками. Это всегда болезненный вопрос: а будет ли это вообще работать? С другой стороны, если говорить о борьбе с пиратством в целом, то одной меры, которая бы взяла и его "выключила", не находится. Чтобы реально остановить этот процесс, недостаточно ни силовых, ни экономических, ни законодательных моментов - должен быть целый комплекс мер.
- А РАО что делает в это направлении?
- Дело в том, что РАО не является организацией, которая борется с пиратством. Есть такие организации, как РАПО - Российская антипиратская ассоциация, есть организации которые получают финансирование с Запада на борьбу с пиратством (в том числе, и с видеопиратством) и так далее. РАО в этом отношении - звено в цепочке.
И, разумеется, многие вопросы, связанные с пиратством, касаются РАО непосредственно. Но это не хождение на Горбушку и всякие маски-шоу: для этого есть другие организации.
Авторское общество в любой стране существует только для сбора и распределения гонорара. Надо сказать, что этой работы хватает для РАО с избытком - и осуществить ее в полном объеме уже трудно.
- А какая-то правовая поддержка авторов предусмотрена?
- Разумеется. Но надо понимать, что РАО представляет всех авторов сразу. Это не та организация, куда можно прийти и сказать: вот я видел, как мою песню играют не те, кому надо, разберитесь с этим. РАО не занимается этим. Кстати, и юридические службы западных авторско-правовых обществ занимаются глобальными вопросами: взаимоотношением авторско-правового общества с пользователями. Это, например, лицензирование репертуара и масса других вопросов, возникающих, скажем так, на глобальном уровне. Что касается частных вопросов - то никто, кстати говоря, не отменял юридическую практику.
- То есть суд, адвокат и т.д.?
- Конечно! Даже если бы мы хотели, мы не смогли бы представить в суде интересы 14 тысяч наших членов. Тем более представить их индивидуально. Дело в том, что автор, подавая некий иск, соизмеряет свои требования с уроном, который ему нанесен, с существующими реалиями.
- Вы сами-то как часто становитесь жертвой пиратства?
- Каждый день! Самая распространенная история, которая сейчас существует, - это использование музыки в рекламе. То есть приделывание своей картинки к известной музыке, а то еще и текста. Это называется нарушением права на синхронизацию. Неоднократно я слышу, как мои произведения используются в рекламе чего угодно. Но, как я уже говорил, это вопрос частный. Можно подавать в суд, можно не подавать. Так как я являюсь автором действующим, я предпочитаю не подавать, а просто двигаться дальше. Если же это приобретает такой тенденциозный характер, делается "с особым цинизмом" - я подключаюсь.
- Таким образом, служебное положение в личных целях не используете? Зачем вы вообще заняли эту должность?
- Я не занял - меня выбрали. Хотя вопрос вообще-то интересный. Нужно все это для того, что так устроено РАО, сама структура этой общественной организации. Она выбирает Авторский совет, состоящий из 25 человек, тот, в свою очередь, - президента. Президент Авторского совета назначает председателя правления, который осуществляет оперативное хозяйственное управление организацией. Организация довольно большая, и, надо сказать, престиж такого рода структур во всем мире очень велик. В свое время, будучи еще вице-президентом РАО, я был в Вашингтоне на съезде авторских организаций всех стран мира. Завершился он большим приемом в Белом доме. Клинтон очень тепло со всеми общался, был концерт и замечательный вечер.
- Что является конечным выражением авторско-правовых обществ?
- Конечно же, количество собранного гонорара для своих и зарубежных авторов. У нас дело идет, к счастью, с положительной тенденцией. Не знаю, стоит ли об это писать, но в Японии JASRAC собирает около миллиарда долларов (для всех авторов, не только японских), Польша - около 55 миллионов долларов, мы - около 10 миллионов. Очень много собирает Америка, где вообще два авторских общества.
- Но это говорит не о том, что тамошние аналоги РАО лучше работают, но скорее об уровне потребления, о разработанности законодательства и т.д.
- На самом деле это говорит об очень многом. И об уровне пиратства, и об экономической ситуации. Вот когда говорят о нашем уровне пиратства, то умные иностранцы понимают, что заставить людей покупать компакт-диски по 18 долларов - просто нереально. Когда можно купить за 60 рублей, то есть за два доллара. По Горбушке толпами ходят сотрудники всех посольств и выгребают звуконосители и компьютерные программы в огромном количестве - то есть начинают в России играть по русским правилам.
- Есть ли какие-то цифры о реальной емкости аудиовизуального рынка, который, как я понимаю, вам ближе?
- К статистике в этой области я отношусь с некоторой осторожностью, и тем не менее, по некоторым оценкам, аудиовизуальный рынок (включая и DVD, и CD, и аудио-, и видеокассеты), оценивается в России примерно под миллиард долларов.
- Вы говорили, что РАО - звено одной цепи по борьбе с пиратством. А каковы, скажем так, другие звенья?
- Есть Межведомственная комиссия при МПТР, где представлены и силовые структуры, и крупные пользователи, компании и заводы-производители, которые являются серьезной картой в этой игре, фирмы грамзаписи, телевидение, радио и т.д. Как раз последним важным моментом на комиссии было обсуждение федеральной марки - и было оно очень бурным и неоднозначным...
- И все-таки не могу понять, зачем вам, популярному, действующему композитору, еще и обременительная должность?
- Кривая вынесла! На самом деле это нагрузочный момент. Но ситуация складывалась объективно. Дело, во-первых, в том, что я неплохо знаю английский язык. Во-вторых, у меня есть собственный опыт - произошедший во время работы с музыкой к фильму "Маленькая Вера". Фильм этот пошел в 90 странах, и возникли кое-какие правовые вопросы.
- Сейчас многие деятели шоу-бизнеса - от Барри Алибасова до Людмилы Гурченко и Льва Лещенко - пишут книжки. У вас нет такой идеи?
- Да, много людей выпустили книги. И они не все равноуспешны. Мне понравились мемуары Гурченко, вышедшие несколько лет назад, - где описывается Харьков, война... Некоторые книжки мне не понравились. А кое-какие написаны по причинам, мне не вполне понятным. Но об этом, наверное, не надо. Что касается меня, то я пока не созрел.