Эдуард Лимонов. Моя политическая биография: Документальный роман. - СПб.: Амфора, 2002, 302 с.
Хорошим названием для этой статьи стало бы, разумеется, "Моя борьба". Однако это получилось бы неверно и политически, и фактически. Борются - и давно уже - все больше с автором книги, писателем с мировым именем, борются средствами грубыми и силовыми.
Эдуард Лимонов сидит в тюрьме уже больше года. Предыдущая книга, написанная на воле - "Охота на Быкова", вышла, когда писатель был уже в заточении. И продолжал тем не менее работать. В "Лефортовском замке", как называет Лимонов известный следственный изолятор ФСБ России, написаны готовящаяся к выходу в Ad Marginem "Книга воды" и только что вышедшая в "Амфоре" "Моя политическая биография". Название последней более чем отражает содержание.
Начинается с приезда писателя на родину - "первых шагов" в, казалось бы, "свободной" России, заканчивается арестом.
Это примерно в начале: "С ноября 1989 года по февраль 1992-го я занимался исключительно политической журналистикой и пытался убедить население и политиков, что путь, избранный лунатиками и деревенскими идиотами, для России не верен".
Это, надеюсь, далеко еще не конец: "Вениаминыч, будешь? - спросил Кузнецов (подполковник, который "брал" Лимонова со товарищи на Алтае. - А.В.). Выпей, когда еще раз придется. Жрать будешь нормально, в Лефортово хорошо кормят, сам бы ел, а вот с этим... этого не будет".
Так и вышло: "в Лефортово (никто не сказал, но я догадался) меня посадили в глухую комнату с парой стульев и столом. Двое военных в гэбэшной форме взглянули на меня и ушли. Принесли синий костюм, такой я видел когда-то на Радуеве. Переписали мои вещи. Оставили трусы и ботинки. Пришла женщина-врач. Самым унизительным было заворачивать по приказу женщины крайнюю плоть"...
Еще там есть важная - явная и неявная - полемика с другим "отцом-основателем" НБП - "сказочником" Александром Дугиным, коего Лимонов хулит за пьянство, Баркашовым, который "позер и буржуа и ездит на джипе, как бандит", Анпиловым - у того был шанс повести людей на Кремль...
В промежутке - как всегда - личная жизнь Героя, годы строительства Национал-большевистской партии, попытки примкнуть то к одним, то к другим (практически безуспешные).
Кстати, это особенный феномен Лимонова: тысячи знакомств и дружб по всему миру - с одной стороны, и какая-то особость - всегда, что в Америке, что во Франции, что в России. Видимо, Лимонов изначально чужд большинству, массе. Председатель партии, насчитывающей пять-семь тысяч членов, выпускающей газету тиражом 11 тысяч - и перемещающийся при этом на метро (ну разве что с охранником) - это уже должно раздражать. И раздражает. Как раздражает Лимонов власть, лит- и арттусовку - наличием своего мнения по любому практически поводу, а еще тем, что никогда не прибивался к стае (ну в самом деле: представить себе Эдуарда Вениаминовича функционером какого-нибудь союза писателей - уже как-то странно). А когда подошло время, Лимонов придумал стаю себе под стать. О чем и пишет в основном в книжке.
Я лично не люблю никакие стаи в принципе. Но эта мне симпатична. Тем, что это они - единственные во всей стране - протестовали против ареста прибалтийского старика, партизана Кононова. Тем, что их не пускали в Ригу, а пустив, - посадили на 15 лет по надуманной совершенно статье (не говоря уж о том, что таких сроков нет, по-моему, теперь даже за убийство!). Тем, что весь русский Крым встал на их защиту, когда они устроили акцию в Севастополе, - и дошло до того, что в дело это, которое должно бы касаться каждого, пришлось вмешаться российскому МИДу и лично министру Игорю Иванову!
Наконец, это их штаб пытались взорвать, это Лимонова избили, навсегда повредив ему глазное яблоко, это его охранник Костя Локотков погиб при обстоятельствах, до сих пор не выясненных. Это их парня Диму Бахура, которого держали несколько человек, лупил лично человек, очень похожий на Никиту Михалкова (так, во всяком случае, видно на телесъемке) - этак с оттяжкой, ногами в лицо. Это они предлагали "Идущим вместе" отправиться по более достойному их, "идущих", адресу...
И это их лидер - Эдуард Лимонов - больше года сидит в тюрьме без надежды на суд скорый и справедливый. Хотя - и это в том числе наша победа, мы писали об этом, - судить Лимонова будут все-таки в Мосгорсуде. А не на Алтае.
Как сказали бы в НБП, "Слава России!". Ну отчего же и нет: Слава!
Отрывки из еще не вышедшей "Книги воды" Эдуарда Лимонова - гораздо более лиричной - читайте на седьмой странице сегодняшнего номера "EL-НГ".