В клубе "Петрович" была на днях презентация книжки "ЕПС" (М.: "zебраЕ", 2002). Это аббревиатура, первые буковки фамилий Виктора Ерофеева, Дмитрия Александровича Пригова и Владимира Сорокина. Авторов представил Андрей Бильжо. Группа существует 20 лет, хотя в это мало кто верит.
Выступали люди из "ЭКСМО" и "Зебры", художник Миша Рошаль, писатель-деревенщик Алексей Никонов, бывший сотрудник отдела наружного наблюдения КГБ Сергей Кошелев, рассказавший, как в 1982 году его ведомство приглядывало за "еапсами". "Основная задача была - уберечь их от каких-нибудь неприятностей. Я со своим напарником наблюдал за Володей - и, считаю, внес свою лепту в его становление как писателя. Володя жил тогда в Ясенево. И в один из вечеров вышел в магазин, видимо, ожидая гостей. За ним увязалась шпана - а он идет с двумя "пузырями". Я выскочил, кричу им: "Закурить не найдется?" Они меня послали на хорошем русском языке. Ну я а их и оставил тут же... Отдыхать".
Далее почитали Сорокин, Пригов, Ерофеев. А потом мы поинтересовались их мнением о тусовке.
Пригов отметил, что группа "ЕПС" была вполне реальная и что он всем доволен. Вообще.
Ерофеев сказал нам, что "талантливые люди - те, у которых есть энергия. Этим людям не нужен героин. Мы сами - героин. Политики, к примеру, этой энергии не имеют".
Сорокин, который вообще редко выступает и читать свои тексты не любит, оправдался тем, что "20 лет - это все-таки дата. Я пришел поддержать компанию. А в 82-м мы читали по всяким подпольным местам. По мастерским - в Москве. Ездили в Питер...". Что касается чекистского рассказа, то историю эту Сорокин помнит. "Он оказался милым человеком. Мы видели эти машины, этих людей. Мы были для них непонятные. Но установка была, чтобы с наших голов не упал ни один волос".
Не упал он и в "Петровиче". Хотя, судя по книге, 20 лет назад ребята выдавали по полной программе. Как-никак, "ЕПС".