В Музее В.В. Маяковского прошло мероприятие, приуроченное к выходу в свет в издательстве "Хроникер" книги Бориса Горзева "Любовь в конце столетья", включающей, помимо романа "Кино-Маркиза", повесть "Трое в современном интерьере" и рассказ "Прощанье с молитвой".
Ведущим был поэт Юрий Ряшенцев. Он и представил его недавно вышедший труд и предоставил слово виновнику торжества.
Горзев поблагодарил редактора и оформителя книги, прочитал самопародию и передал эстафету Елене Клещенко - автору послесловия к изданию. В порядке самокритики она отметила недостаток своей работы: много слов сказано про роман, а о других произведениях - почти ни слова. Правда, Елена оговорилась, назвав послесловие предисловием. Ее то и дело поправляли, и кто-то раздраженно выкрикнул: "Да какая разница?" "Большая, - сказала сама Клещенко. - Ведь после обстоятельного разбора романа читать его будет неинтересно".
В русле этого замечания творческая встреча вылилась в читательскую конференцию. Ирине Васильковой понравился рассказ. А роман, по ее мнению, и не роман вовсе. По мнению Рогволда Тиховерко, роман и повесть абсолютно мужские. С ним солидаризовалась и Любовь Стрельникова: "Роман будет прочитан большинством мужчин и меньшинством женщин". И вообще, что-то странное творится у нас в отношениях между полами!
"А когда у нас были нормальные отношения мужчины и женщины?" - спросил вдруг Ряшенцев. "В Советском Союзе!" - был ему ответ.
Известный в узком кругу коллег ученый-биолог, профессор Олег Гомазков сказал, что читает Горзева исключительно потому, что это автор, оставляющий след в душе. Он медик, а "медицинская" традиция в русской литературе всегда была сильна. "У Горзева есть стиль, вкус, интонация".
С заключительным словом выступил сам Борис Горзев. Рассказал, как принес роман в один "толстый" журнал, только пересказал содержание - и сразу получил отказ. Не обиделся. Удивило другое: что мы считаем за простительный грех, а за что не прощаем никогда; и разве прелюбодеяние, кровосмешение, измена, ханжество - грехи не одинаковой степени? Что касается взаимоотношения полов, то мужчины и женщины просто играют в разные шахматы, и между ними изначальная пропасть, мост через которую - любовь. О том и роман. Все равно, что сказки Андерсена. Сказки - и трагедии одновременно.