БЕСТСЕЛЛЕР гнется и скрипит (Национальный), потому что "Русский сюжет" теперь. Десять тысяч у.е. Сто тысяч тиража экземпляров! Причем каждому - а ведь в трех номинациях будут давать: про войну, про любовь, про все остальное.
Я лично в пресс-конференции участвовал. Были: журнал "Знамя", журнал "Новый мир", изд-во "Пальмира", Валерий Попов (не путать с "Попов Евгений"), Александр Кабаков (не путать с "Илья"), Валерий Золотухин (не путать с "Залотуха", а то тоже Валерий), Лиза Новикова (говорят, дочь) и Ольга Славникова (добилась сама).
Ольга Славникова немедленно спутала Золотухина с Залотухой. После этого Золотухин немедленно спутал Залотуху с "Володей", хотя ведь договаривались - имен не называть! А Золотухин, раз такая пьянка, сказал уж заодно и "Акунин". Пресс-конференция повисла на волоске!!! К счастью, выяснилось, что акунинщине поганой давать не будут. У "Российского сюжета" своя фишка - за что давать. За "качественный язык", который "инструмент мысли", а у Бориса какой инструмент? Перед людьми стыдно.
Думаю, что фишку про качественный язык придумала самая умная среди нас Оля. Недаром она разозлилась, когда я в грубой, циничной форме спросил, что такое, по мнению уважаемых вышеперечисленных, есть сюжет. А выше-то перечисленные словаря не читали, не то что я!.. Но пресс-релизы перед ними лежат. А в них коварной Олей написано: "Что такое СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ книга? Прежде всего это профессионально сделанная, написанная достойным языком проза. Слово - инструмент интеллекта. От состояния инструмента зависит и интеллектуальный, и нравственный, и духовный уровень общества". (И про сюжет - из уважения! - ни полслова.)
Но когда я в грубой, циничной форме выслушал ответ про "состояние инструмента" в шестой раз подряд, Славникова перебила воцарившуюся среди меня сардоничность строгим, не терпящим разночтений ответом, сразу выведшим дискуссию на качественно новый уровень. "Слово - это инструмент интеллекта, - сказала она. - От состояния инструмента зависит, есть у человека мозги или же он, как некоторые, не умеет себя вести".
Непонятно, согласитесь, но убедительно. Пристыженный, я пошел в кулуары. А там выдающаяся русская писательница Татьяна Набатникова вдруг говорит: "Лев Васильевич, не слушайте вы ее, эту Ольку!.. Спасибо вам за постинтеллектуализм! У вас такие чистые сапоги! Такое состояние инструмента!" И господин Василевский из президиума - тоже сразу ко мне. "После всего, Лев Васильевич, что вы сделали для Русской Литературы, вас иначе и не назовешь, как Лев Васильевич!.. Ну еще господин Пирогов - в крайних случаях!"
Кулуарами глаголет народ. Не говоря уж о том, что шампанское и газировку давали. А про то, что в первом "Российском сюжете" будут участвовать рукописи и произведения, опубликованные не ранее 1997 года, и номинировать их может хоть сам автор по телефону: 246-10-52, добавочный 106, мы все и думать забыли!..