НА ПРОШЛОЙ неделе состоялся главный - и второй по счету - конвент российских фантастов "РОСКОН" - больше трехсот писателей, критиков, издателей и просто любителей фантастики съехались в подмосковный дом отдыха "Планерное".
Итогов фантастической тусовки несколько. Во-первых, "РОСКОН" фактически возродил стиль литературных совещаний советского периода. Только это инициатива "снизу", основанная не на номенклатурных, а на общих интересах. Вот сидят молодые и никем, кроме своих друзей, не признанные авторы на семинаре Сергея Лукьяненко - внимая каждому слову, а вот Ник Перумов, смотря в экран ноутбука, набитого чужими романами и рассказами, вежливо говорит слушателям своего мастер-класса: "Я не обладаю никакой властью, могу только оценить текст со своей точки зрения. Я придерживаюсь той точки зрения что все редакторы mast die".
Во-вторых, "РОСКОН" имеет совершенно отчетливую кинематографическую составляющую. Его участники смотрели и обсуждали новую картину Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца", короткометражки студентов ВГИКа и новую версию культового советского фильма "Через тернии к звездам" - отцифрованный, с переписанным заново звуком и голосами, перемонтированный и даже с новой сценой, решенной в компьютерной графике: голубое небо космопорта, рейсовая летающая тарелка и какие-то шарообразные инопланетяне, спускающиеся на Землю. Отцифровка, впрочем, не перебивает связи времен, ностальгических воспоминаний двадцатилетней давности, перемешанных с забытым вкусом эстонской жевательной резинки и первых глотков пепси-колы. Семена поколения П уже посеяны, но еще не взошли, а на экранах СССР начала восьмидесятых уже идет фильм-альтернатива не виденным тогда никем "Звездным войнам"...
В-третьих, обсуждения на конвентах становятся все более организованными и содержательными. На семинаре критиков и фантастоведов раздаются страшные слова про славяно-киевское фэнтези, упоминаются Ницше и Юнг, а на семинаре прессы спорят о перспективах печатных изданий. Много говорили и об "Ex libris"е", а кое-кто даже с некоторым возмущением зачитывал вслух Льва Пирогова.
Нам, кстати, выразили благодарность за информационную поддержку, а один из наших постоянных авторов, украинец Игорь Черный, получил главный приз "РОСКОНа" за критику - "Золотого коня". Кони "РОСКОНа" - собственно, микроскульптуры Георгия Победоносца, удобно помещающиеся на ладони.
Главный приз за крупную форму достался Александру Громову за книгу "Крылья черепахи", "Золотого коня" в жанре повести присудили Эдуарду Геворкяну за "Возвращение мытаря". Табун других коней разобрали Хольм ван Зайчик, Александра Сашнева, Олег Дивов и Евгений Лукин. Впрочем, число других премий, призов и грамот перевалило за два десятка.
Мы попросили некоторых участников поделиться впечатлениями от "РОСКОНа". И вот что услышали.
По словам Кира Булычева, "РОСКОН" растет. Еще нет опыта, но мне кажется, что этот полнее, я вижу прогресс, но все это пустые слова, пока не будет по крайней мере еще двух "РОСКОНов". Но народу больше, место удобное, а главное - здесь не так много фанов, здесь очень много писателей. Примерно 10%. Летом я был на конвенте в Филадельфии - там писателей от силы 1%".
Сергей Лукьяненко считает, что "первый конвент был, как водится, комом. К этому у организаторов появилось больше опыта, да и сам "РОСКОН" стал более известен - и не только в среде таких закоренелых любителей фантастики. Разумеется, более явно вылезли недочеты существующей системы голосования, но конвент, на мой взгляд, удался на твердую четверку".
Г.Л. Олди: "Второй "РОСКОН", безусловно, лучше, прежде всего по организации. Удобное место, прекрасная аура. Здесь хорошо! Комфортность условий на порядок выше: можно только пожать мужественные руки организаторов. Сделано правильное нововведение: премиальные номинации разбиты: романы - отдельно, повести и рассказы - тоже отдельно. В прошлый раз этого не было. Главное - собралась куча хороших людей, с которыми можно пообщаться. Чем мы, собственно, здесь и занимаемся".
Александр Громов: "Второй конвент значительно лучше. Правда, я хоть и получил главный приз - эту вещь не считаю своей лучшей. Поэтому я понял, что первым стать легко. Вообще это был странный год: в фантастике шедевров не было. Тогда как раньше я думал: голосуешь за одно произведение, но второе - ничуть не хуже - останется без премии. С другой стороны, плохое произведение никогда награждено не будет!"