СЭМЮЭЛ БЕККЕТ (1906-1989) по своему значению для истории ирландской и мировой литературы сопоставим с Джойсом и ничем не уступает Уайльду. Беккет - второй ирландец-лауреат Нобелевской премии после Йейтса (1923); следующим его соотечественником, удостоенным этой высокой награды, был Ш.Хини (1995). О Беккете написано и сказано много. Его труды переиздают, их переводят: недавно в Киеве вышел русский перевод А.Панасьева романа "More pricks than kicks" (под названием "Больше лает, чем кусает"), в Петербурге - "Моллой. Мэлон умирает", а журнал "Иностранная литература" в первом номере за прошлый год посвящает ему немало страниц. По его пьесам ставят спектакли: в конце прошлого года Национальное ирландское телевидение в течение многих вечеров показывало постановки его шедевров. И, конечно, он продолжает интересовать биографов и литературоведов.
Совсем недавно на прилавках европейских книжных магазинов появились еще две новые книги о Беккете. Джерри Дъюкс (Gerry Dukes), преподаватель литературы из Лимерика, познакомился с писателем уже в конце его жизни. Не так давно он издал со своим комментарием подборку рассказов Беккета, и вот теперь в серии "Penguin Illustrated Lives", выпускаемой издательством Penguin, вышла его книга "Samuel Beckett". Серия - а в ней были уже опубликованы работы про Набокова, Кафку, Вирджинию Вульф и Фрэнсиса Скотта Фицджеральда - имеет просветительский, "научно-популярный" характер, поэтому задача Дъюкса была и проста, и сложна одновременно. От него не требовалось представления уж очень сложного текста, однако подразумевалось, что биография Беккета должна быть всеохватывающей. С задачей Дъюкс справился, и теперь в распоряжении широкой читающей публики оказалось замечательное введение к жизни и творчеству Беккета, кстати, отлично проиллюстрированное фотографиями, в том числе и достаточно редкими.
В отличие от Дъюкса Аннe Атик (Anne Atik) не литературный критик и живет она вдали от Ирландии. Американская поэтесса в своей книге "How It Was: A Memoir of Samuel Becket", выпущенной в издательстве Faber & Faber, и не претендует на всесторонний анализ жизни и творчества Беккета. Это книга воспоминаний. Автор - жена израильского художника Авигдора Арикха (Avigdor Arikha), одного из близких друзей Беккета. Они познакомились в конце 60-х в Париже, а спустя десять лет она начала вести дневник своих встреч с писателем, послуживший основой для этой книги. В ней Атик рассказывает, иногда очень трогательно, о Беккете-человеке и о Беккете-художнике. Эти воспоминания, несомненно, займут достойное место на книжной полке любителей мемуаров, но они представляют значительный интерес и для специалистов по литературе. Между прочим, от Атик мы узнаем, что Беккет весьма высоко ценил Сола Беллоу┘
Конечно, "Беккетоведение" не сопоставимо по объему публикаций с "Джойсоведением". Некоторый всплеск интереса к Беккету мы наблюдали в 1996 году, когда появились "Damned to Fame" Джеймса Кноулсона и "Samuel Becket: The Last Modernist" Антони Кронина, которым предшествовала не совсем свободная от противоречий биография Беккета Д.Бейр (1978). Поэтому появление этих двух новых книг о Беккете не может не приветствоваться.
Дублин