ЛИТЕРАТУРНАЯ премия Аполлона Григорьева в этом году присуждается пятый раз, и, как все предыдущие разы, происходит это в два приема: сначала объявляются три лауреата, а потом называется главный. В отличие от всех остальных премий три автора, отобранные из лонг-листа, и есть три лауреата: так они впоследствии и называются. Выбирает их жюри, образованное из членов Академии русской современной словесности - АРСС. Академия состоит из литературных критиков разных направлений, большей частью "толстожурнальных", таких как Андрей Василевский (нынешний президент АРСС), Андрей Немзер, Наталья Иванова, Александр Архангельский и другие. Но, например, такой альтернативный критик, как Вячеслав Курицын, в эту академию тоже входит. Жюри этого года составили: Игорь Виноградов, Станислав Рассадин, Евгений Шкловский, Карен Степанян и Евгений Сидоров (который экс-министр культуры и живет в Париже - оттуда свое мнение и сообщил).
На широкую Масленицу будет объявлен основной лауреат премии, который получит 25 000 долларов. Двое других лауреатов получат по "рабочему месту писателя" - компьютер и другая оргтехника на 5000 долларов каждому.
Тройка лауреатов была объявлена в минувшую пятницу на торжественной церемонии в Овальном зале Библиотеки иностранной литературы. Это Андрей Дмитриев за повесть "Дорога обратно", Леонид Зорин за роман "Трезвенник" и Ольга Славникова за роман "Бессмертный. Повесть о настоящем человеке".
Все произведения - вполне добротная беллетристика, хорошо рассказанные истории. Наверное, таким и должен быть шорт-лист уважающей себя литературной премии. В прежние годы несколько раз премировали поэтов (в 2000 году - Веру Павлову), но всякий раз журналисты, привычные к тому, что стихи - это милое приложение к процессу (если за них не сажают), поднимали упрекающий ропот: что за моду взяли - за стишки награждать такими деньгами?! Мода не прижилась.
Комментируя работу жюри, его председатель Игорь Виноградов сказал, что члены жюри довольно быстро нашли общий язык. Из лонг-листа был отобран предварительный список из семи претендентов, а потом три лауреата. "Список семи" также был зачитан, и в нем, пожалуй, самое неожиданное - роман "Страх" молодого и отчетливо необычного новосибирского прозаика Олега Постнова. А вот в списке лауреатов подобных неожиданностей нет: все трое - известные писатели (Зорин как драматург прославился еще в 1950-е годы) и уже получали различные премии; более того, все три отмеченных произведения уже получили по итогам года премии тех журналов, где были опубликованы, то есть, соответственно, Зорин и Дмитриев - премии журнала "Знамя" ("Леонид Генрихович, опять мы с Вами вместе!" - радостно провозгласил Дмитриев, узнав о награждении), а Славникова - журнала "Октябрь".
На вопрос вашего корреспондента, не представляют ли три лауреата какое-нибудь одно литературное направление, Виноградов и Рассадин ответили, что нет, это все весьма разные авторы. Впрочем, добавлю от себя, при всей их разности они объединены психологической въедливостью, интроспективностью. Повесть Дмитриева - история, как простодушная и много пережившая женщина добиралась пешком из Пушкинских Гор в Псков (причем это становится своего рода эпическим путешествием души); роман Славниковой гротескно-фантастический, о том, как современная женщина ухаживает за стариком-отцом, создавая вокруг него мнимый советский мир, и параллельно втягивается в не менее идиотский мир провинциальной российской политики; роман Зорина - грустная, хотя и с легкой иронией написанная биография человека, который всю жизнь воздерживался от сильных чувств и привязанностей, которые не принесли бы ему в советских условиях ничего хорошего.