Кто придумал фестиваль?
- Сразу хочу сказать, что фестиваль - это не самодеятельность какая-то, а результат объективно сложившейся ситуации с комикс-изданиями в России. Инициатива исходит и со стороны художников, и издателей, и поклонников жанра. Фестиваль нужен не только для того, чтобы показать, какие комиксы издаются в России, но и чтобы решить вполне конкретные проблемы - с тем же распространением. Это вообще самый больной вопрос для комикс-студий, у которых, как правило, нет опыта издательской деятельности. Так что идея давно уже в воздухе носилась. Но главным генератором ее, пожалуй, был ветеран российской комикс-сцены Хихус.
- Проблема распространения - это проблема восприятия комикса в России, не правда ли? Почему оно в лучшем случае вялое, в худшем - просто агрессивное?
- Отчасти из-за той продукции, которая поступала на наш рынок с Запада все 90-е годы. Даже с точки зрения коммерческого комикса она была ниже всякой критики. Что касается национальных особенностей восприятия комиксов... Не думаю, что в России живут люди, которые по природе своей будут "отторгать" комиксы. Об этом, как правило, говорят те, кто имеет извращенное представление о жанре. Но уже сейчас ситуация не сказать, чтобы кардинально, но сильно изменилась. Плодятся новые студии. У них нешуточные тиражи. Хотя буквально в прошлом году еще мы приходили со своими комиксами на "Олимпийский", и реакция там была единственной: "Да вы что, ребята! Комикс - это ж для тупых!"
- Да уж... Странно слышать такие вещи от продавцов с "Олимпийского"... Как и когда возникла Гильдия комикс-издателей и каковы ее цели?
- Идея гильдии возникла осенью прошлого года. Опять же как следствие объективной ситуации, когда группа людей - издателей, художников, директоров студий - поняла, что занимается общим делом и у них есть общие проблемы. Так вот, как только вышли наши "Нечеловеческие яйца" (комикс-серия студии "BIGANT", читайте рецензию на том же комикс-развороте. - И.К.), позвонил Андрей Аешин, автор интернет-проекта "Комиксолет", сказал: подъезжайте, поговорим. Мы знали тогда, что помимо нас есть только комикс-серия "Великолепные приключения", выходящая аж с 1998 года. А тут оказалось, что нас во много раз больше: пришел еще Евгений Попов из "Деда Мороза", Владимир Зайковский. Присоединились ребята из "Монстров космоса", "Волчка". Володя Комаров пришел из "РКК". Сейчас мы насчитали 15 российских комикс-издательств и 50 оригинальных наименований комиксов. Все они будут представлены на фестивале. Такого еще не было. Плюс - комиксы с Украины. Составляем также комикс-глоссарий: кто есть кто в российском комиксе. ГИК существует де-факто: есть утвержденный устав, участники. Правда, когда выставили пресс-релиз о создании гильдии на "Комиксолете", на форуме сайта, началась какая-то паника. Все увидели в гильдии некий орган, который начнет зажимать права художников. Начались брожения, что вот, мол, пора создавать Гильдию комикс-художников в противовес издательской...
- Насколько мне известно, проблема отношений между издателями и художниками действительно весьма актуальна: нет сложившихся расценок, есть проблемы с правами...
- Безусловно. На "КомМиссии" будет организован специальный семинар с участием юриста, где эти вопросы будут обсуждаться. Что касается целей Гильдии, то мы совершенно открытая организация и не собираемся в комикс-индустрии кого-то строить. Цель-то у нас одна - создание положительного имиджа комикса, перед распространителями прежде всего. Чтобы само слово "комикс" вызывало положительную реакцию, стало брендовым. Распространители тоже придут на фестиваль: пусть посмотрят, пообщаются. До фестиваля была еще одна наша акция в клубе "Культ" - день рождения российского комикса. Сделали еще видеофильм по истории этого жанра в России.
- Кстати, насчет помещения: "Зверевский центр" - это замечательно, но от центра далековато...
- А зачем сразу центр? Это ж первый фестиваль. Надо попробовать. Все еще довольно камерно, многие штуки не отработаны. В дальнейшем мы, может, и переместимся ближе к Садовому кольцу. И какая разница: центр, не центр. Всегда интересно быть там, где что-то зарождается.